Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовое регулирование в области экономики

Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Административное право наряду с гражданским, конституционным и уголовным правом является одной из основополагающих отраслей права. Оно связано с таким социальным явлением, как управление.

Административное право можно определить как совокупность правовых норм, с помощью которых государство, регулирует общественные отношения, в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности (в первую очередь, возникающие в связи и по поводу реализации исполнительной власти).

Административно-правовые отношения, прежде всего, связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций органов исполнительной власти. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления экономикой, социальными процессами.

Под административно-правовым регулированием экономических отношений принято понимать осуществление при помощи норм административного права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на экономические отношения.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.);

2) порядка заключения контрактов на производство и поставку продукции для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.);

3) порядка управления государственным имуществом (Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со льготными режимами предпринимательской и инвестиционной деятельности (Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и др.);

5) совместно с нормами экологического права — режима охраны природы и природопользования (Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.) (Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7) порядка осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

8) порядка осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);

9) порядка осуществления лицензирования отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и др.);

11) порядка осуществления инвестиционной деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г. № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е. государственного управления в сфере экономики (постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации и др.);

13) административной ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

Административно-правовое регулирование в сфере экономики.

Основной целью государственного управления в области экономического развития является придание рыночным отношениям установленной правом упорядоченности и цивилизованности, поддержание баланса индивидуальных и общественных интересов при осуществлении экономической деятельности, а также предупреждение и пресечение злоупотреблений со стороны ее участников.

Вопросы экономического развития определяют Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ряд других.

Так, гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предмет государственного управления в области экономического развития включает отношения, связанные с защитой конкуренции и антимонопольной деятельностью, которые основываются на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О защите конкуренции». Целями такой деятельности являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно закону «О защите конкуренции» конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Под монополистической деятельностью понимается злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия, признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Читать еще:  Факультет промышленной политики и бизнес администрирования

Признаками ограничения конкуренции согласно законодательству являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Законом недобросовестная конкуренция не допускается. К ней в том числе относятся:

— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

— введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

— некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

— продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

— незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Законодательством запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, в частности:

— установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

— изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

— навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

— экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) или установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

— установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

— создание дискриминационных условий;

— создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

— нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Законом также установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия, соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, а также установлены антимонопольные требования к торгам и особенности заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Предметом управления в области экономического развития являются отношения, связанные с развитием предпринимательства. Так, закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Согласно закону субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

— развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

— обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

— оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

— увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

— обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

— увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

— увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства относятся:

— формирование и осуществление государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

— определение принципов, приоритетных направлений, форм и видов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

— разработка и реализация федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

— определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;

— формирование единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;

— пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета;

— поддержка региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ряд других полномочий.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Поддержка включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущими им методами регулирующего воздействия.

Читать еще:  Ключ от microsoft word 2020 купить бесплатно

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, собственно организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

Вопрос

Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства).

Основные цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в сфере управления государственным сектором экономики определены в одобренной постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации (СЗ РФ. 1999. №39. Ст. 4626; 2000. №49. Ст. 4825). Управляя имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, государство осуществляет методическое и правовое обеспечение процессов приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, создает и обеспечивает функционирование системы учета федерального имущества и контроль за его использованием, наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. В настоящее время организация и деятельность государственных и муниципальных унитарных предприятий регулируется Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (СЗ РФ. 2002. №48. Ст. 4746; 2003. № 50. Ст. 4855).

Антимонопольное государственное регулирование.

Важным условием и необходимой предпосылкой становления и прогрессивного развития эффективной системы рыночной экономики является всемерное развитие конкуренции при одновременной решительной борьбе с различными проявлениями рыночного монополизма и недобросовестной конкуренции. Правовой базой для этого выступает Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Государственное банковское и налоговое регулирование. Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ). Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Государственное экологическое регулирование в области экономики. Природа и ее ресурсы являются объектом воздействия и предметного использования в многочисленных и разнообразных производственно-хозяйственных процессах предпринимательской деятельности, и это весьма актуализирует проблему государственного экологического регулирования в области экономики.

Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области. В процессе и в результате контрольно-разрешительной деятельности Российского государства в экономической области в настоящее время применяется три основных и наиболее распространенных организационно-правовых средства: 1) государственная регистрация физических и юридических лиц как субъектов предпринимательской экономической деятельности; 2) государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской экономической деятельности и 3) особый разрешительный порядок регулирования некоторых особо контролируемых государством действий и операций (государственный экспортный контроль, валютный контроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т. д.).

Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 118 ;

Административно правовое регулирование в области экономики

Государственное регулирование как функция управления

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от менящихся условий. Его субъектами являтся органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственну и хозяйственно-финансову деятельность, за исклчением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования вклч а ет:

нормативное регулирование путем установления общих правил;

его оперативну корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлени;

контроль за исполнением правовых норм, регулирущих те или иные отношения;

государственну защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствущими правилами;

координаци и общее направление их деятельности;

содействие ее успешному осуществлени;

определение приоритетов в структурной политике;

государственные контракты (договоры);

лицензирование и др.

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и цели организации управления

Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, вклчая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы,

Элементами административной организации управления являтся:

органы исполнительной власти;

другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;

нормы административного права, устанавливащие соответствущий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих;

важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;

правовая ответственность субъектов, вытекащая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.

Правовые основы организации управления

Виды правовых актов по организации управления по ридической силе:

Конституция Российской Федерации, закреплящая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;

законы Российской Федерации;

постановления палат Федерального Собрания;

конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, имет большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствущих субъектов Российской Федерации, решатся важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.

По содержани различатся:

общие правовые акты, распространящие свое действие на общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникат;

специализированные, регламентирущие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах.

Межотраслевые начала в управлении

Федеральными органами межотраслевого управления являтся:

Министерство экономики РФ

Министерство финансов РФ

Государственный таможенный комитет РФ

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлени

Под монополистической деятельность пониматся противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствущих субъектов или органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Недобросовестная конкуренция — лбые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствущих субъектов, которые противоречат положениям действущего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствущим субъектам — конкурентам — либо нанести ущерб их деловой репутации.

Естественная монополия — это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на эти виды товаров.

Читать еще:  Скачать бесплатно базу данных access интернет магазин

К числу естественных монополий относятся:

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

услуги по передаче тепловой и электрической энергии;

услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Федеральным Законом «О естественных монополиях» 1995 года установлены следущие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

установление обязательных потребителей и минимального уровня их обслуживания;

контроль за совершаемыми сделками;

применение мер пресечения и ответственности за незаконну деятельность.

Органы государственного управления отраслями промышленности

Министерство топлива и энергетики РФ

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Министерство экономики РФ

Министерство РФ по атомной энергии

Госкомитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленность

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

Органы энергетического надзора

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлени

Местное самоуправление и промышленность

Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»‘ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование, распоряжение муниципальной собственность, в том числе муниципальными предприятиями.

Органы местного самоуправления вправе:

создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, реорганизовывать и ликвидировать их;

определять условия и порядок их деятельности, утверждать их уставы, назначать руководителей;

регулировать цены и тарифы на продукци этих предприятий.

Органы государственного управления сельским хозяйством

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Федеральная продовольственная корпорация при Минсельхозпроде России

Организационно-правовая система государственного управления

строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

Государственный Комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике

Главная государственная жилищная инспекция Госстроя России и инспекции субъектов РФ

государственного управления коммуникациями

Министерство путей сообщения РФ

Министерство транспорта РФ

Федеральная авиационная служба России

Федеральная дорожная служба России

Межведомственная комиссия по использовани воздушного пространства

и управления воздушным движением РФ

Министерство связи РФ

Органы государственного управления связь

Государственный Комитет РФ по связи и информатизации

Государственная фельдъегерская служба РФ при Правительстве РФ

Государственный контроль на транспорте и связи

ГИБДД МВД России

Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Минсельхозпроде России

Речной регистр и Морской регистр при Минтрансе России

Российская транспортная инспекция

Уполномоченные должностные лица железнодорожного, морского, речного,

воздушного, городского, электротранспорта

Органы государственного управления природопользованием

и охраной природных ресурсов

Министерство природных ресурсов РФ

Госкомитет РФ по охране окружащей среды

Государственный земельный комитет РФ

Федеральная служба России по геодезии и картографии

Федеральная служба лесного хозяйства России

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружащей среды

Государственный контроль (надзор) в области природопользования

и охраны природных ресурсов

Министерство природных ресурсов РФ

Госкомитет РФ по охране окружащей среды

Федеральный горный и промышленный надзор России

Административно-правовая организация управления экономикой

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений над отраслевого экономико-правового регулирования.

1. Управление государственным имуществом и антикризисное государственное регулирование в негосударственном секторе (участие в процедурах банкротства).

Значительное место в системе управления государственным имуществом принадлежит управлению акциями, долями Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ. Деятельность по управлению акциями, находящимися в федеральной собственности, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных товариществах и обществах регулируется многими органами.

Президент РФ по представлению Правительства РФ дает разрешение на передачу в залог, в доверительное управление, в уставные капиталы хозяйственных обществ и иное распоряжение (за исключением продажи) акциями, находящимися в федеральной собственности.

Правительство РФ принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в федеральной собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права («золотой акции»), определяет порядок назначения (избрания) представителей Российской Федерации в органы управления и ревизионные комиссии открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности или в отношении которых используется специальное право («золотая акция»).

2. Антимонопольное государственное регулирование. Органом антимонопольного государственного регулирования на товарных рынках выступает Федеральная антимонопольная служба и частично Федеральная служба по финансовым рынкам, которые находятся в непосредственном ведении Правительства РФ.

3. Государственное банковское и налоговое регулирование. Банковское регулирование осуществляется согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ). Банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

4. Государственное экологическое регулирование в области экономики. Природа и ее ресурсы являются объектом воздействия и предметного использования в многочисленных и разнообразных производственно-хозяйственных процессах предпринимательской деятельности, и это весьма актуализирует проблему государственного экологического регулирования в области экономики.

5. Контрольно-разрешительная деятельность государства в экономической области. В процессе и в результате контрольно-разрешительной деятельности Российского государства в экономической области в настоящее время применяется три основных и наиболее распространенных организационно-правовых средства: 1) государственная регистрация физических и юридических лиц как субъектов предпринимательской экономической деятельности; 2) государственное лицензирование отдельных видов предпринимательской экономической деятельности и 3) особый разрешительный порядок регулирования некоторых особо контролируемых государством действий и операций (государственный экспортный контроль, валютный контроль, таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий и т. д.).

6. Государственное регулирование организации социально-трудовой сферы. Объектом государственного регулирования здесь выступают многочисленные и разнообразные процессы: 1) формирование минимальных доходов и уровня жизни населения, а также социального обслуживания некоторых категорий населения; 2) становление рынка рабочей силы, установление и поддержание партнерских отношений работников с работодателями, регулирование занятости и безработицы, социально-демографических и миграционных процессов; 3) обеспечение должных социально-трудовых условий и гарантий труда работников и его охраны.

7. Сфера общегосударственного учета и статистики. К одному из направлений государственного регулирования экономической сферы следует отнести общегосударственное регулирование бухгалтерского учета и статистики.

8. Сфера государственной стандартизации, метрологии и сертификации. В широком плане стандартизация охватывает все сектора и сферы рыночной экономики, включая в себя, например, организацию разработки и применения государственных социальных стандартов, правил (стандартов) аудиторской деятельности и многих других видов нетоварной экономической предпринимательской деятельности.

9. Административная ответственность в системе межотраслевого управления экономикой. Определенные уполномоченные на то государственные органы межотраслевого управления и их должностные лица в пределах своей компетенции могут возбуждать дела и привлекать к административной ответственности физических и юридических лиц, виновных в совершении различных административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector