Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и формы источников административного права

Понятие и виды источников административного права;

Реализация административно-правовых норм

Реализация административно-правовой нормы – это процесс практического претворения в жизнь ее требований. Она выражается в соответствующем поведении субъектов административного права, которым она адресована. Различают несколько форм реализации административно-правовой нормы.

К основным формам реализации административно-правовых норм относят исполнение и применение, а к вспомогательным – соблюдение и использование.

Исполнение административно-правовой нормы выражается в активных правомерных действиях субъекта по выполнению предписаний, запретов и дозволений. Субъектами данного вида реализации административно-правовой нормы выступают все участники административно-правовых отношений.

Применение административно-правовой нормы свойственно только уполномоченным государственным органам и должностным лицам и выражается в издании индивидуальных правовых актов на основе требований материальных и процессуальных административно-правовых норм. Таким образом, административно-правовая норма реализуется посредством принятия государственно-властного решения по конкретному делу в установленном законом порядке. Примерами правоприменительной деятельности в таких случаях служат издание постановления о наложении административного наказания, регистрация, лицензирование. Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

Соблюдение административно-правовой нормы заключается в пассивном поведении субъектов, в добровольном воздержании от совершения запрещенных нормой действий. Соблюдение, по сути, является конкретным выражением исполнения.

Использование административно-правовой нормы характеризуется альтернативными возможностями добровольного совершения субъектами права правомерных действий, связанных с осуществлением субъективных прав. Субъект сам решает, воспользоваться предоставленным уполномочивающей нормой правом или воздержаться от использования.

Источники административного права – это формы закрепления (внешнего выражения) и структурирования административно-правовых норм. Многообразные административные отношения требуют их нормативного регулирования, и этим обусловлено большое количество источников административного права.

Рассматривая систему нормативных актов – источников административного права, следует иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Поэтому массив источников административного права составляют нормативно-правовые акты, изданные органами государственной власти федерального уровня, а также нормативные акты субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, и в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (Конституция РФ, ст. 76, п.5).

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов РФ. Конституция РФ устанавливает основы административно-правового статуса граждан РФ (ст. 22, 24, 25-35), определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 11, 77, 110-117), разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71-73).

2) Федеральные конституционные законы. Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Феде­рации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам че­ловека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ.

3) Законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов. К числу законов – источников административного права можно отнести федеральные законы «О государственной гражданской службе Российской Фе­дерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 – систематизированный законодательный акт, содержащий материальные и процессуальные административно-правовые нормы. В нем кодифицирован самостоятельный институт административного права – институт административной ответственности.

4) Нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые ими документы. Глава государства издает большое количество нормативных актов в форме указов, регулирующих разнообразные общественные отношения, входящие в предмет административного права. Сфера нормотворческих полномочий Президента РФ достаточно широка (оборона, безопасность, внутренние дела, иностраные дела, государственно-служебные отношения, вопросы административной реформы и др.). В основе деятельности федеральных органов исполнительной власти – Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»2.

К источникам отрасли относятся и нормативные акты глав республик, иных субъектов Российской Федерации (указы, постановления и другие акты).

5) Постановления Правительства Российской Федерации, а также утверждаемые ими акты (положения, правила и т.п.). Например, Постановление Правительства РФ от 26 июля 2001 г. №555 «О полномочном представителе Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ»3; Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. №508 «Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов»4; Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. №900 «Об утверждении перечня категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите»[2].

К источникам административного права относятся и нормативные акты высших органов исполнительной власти субъектов РФ (правительств, советов министров, администраций и т.д.) в форме постановлений.

6) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти это нормативные акты органов специальной компетенции(федеральных министерств, в случае наделения нормотворческими полномочиями – федеральных служб и агентств), в формах постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Читать еще:  Забыл пароль администратора на ноутбуке

Органы исполнительной власти специальной компетенции, действующие на уровне субъектов РФ, также вправе издавать нормативно-правовые акты в соответствии с их компетенцией (приказы, инструкции и др.).

7) Нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов системы местного самоуправления — в случае наделения их законом отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ).

8) Нормативные договоры (соглашения) – источники административного права. К ним относятся международные договоры, федеративные договоры, административные договоры.

Акты федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и др.), а также акты мировых судей и судов субъектов РФ имеют важное значение при регулировании административно-правовых отношений. Вступившие в силу, они являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Примером может служить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[3].

Иногда к источникам административного права относят нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений и т.д.

Многообразие правовых актов – источников административного права требует их систематизации. Однако эта работа очень сложна, поскольку нормами административного права регулируется большое количество общественных отношений. Речь может идти лишь об инкорпорации нормативно-правовых актов в рамках отдельных административно-правовых институтов либо о специальной кодификации, которая охватывала бы нормы какого-либо административно-правового института (например, Кодекс гражданской службы). На сегодняшний день кодифицирован лишь один институт административного права – институт административной ответственности.

Глава 4. Административно-правовые отношения

Понятие и виды источников административного права шпаргалка

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Систематизация АП

Систематизация — упорядочение и совершенствование нормативного материала, сведение его в определенную систему.

Систематизация осуществляется в двух формах: в виде инкорпорации, консолидации кодификации.

Инкорпорация — административного законодательства — это внешняя обработка действующего и недействующего нормативно-правового материала и расположение его в определенном порядке.

Она проводится любыми органами или должностными лицами и не подлежит утверждению какими-либо органами. Инкорпорация призвана облегчить поиск нормативного материала и научных исследований в отрасли права, обеспечить эффективную подготовку специалистов (юристов). В инкорпорированные сборники может быть включено только действующее законодательство.

Кодификация — внешняя обработа нормативно-правового материала, размещение его в определенном порядке, но и пересмотр нормативных актов с целью устранения противоречий между ними, создания новых правовых норм, отвечающих задачам государства и потребностям практических органов на данном этапе развития страны.

Кодификация носит всегда официальный характер, поэтому ею могут заниматься только государственные органы.

Результатом кодификации является: пересмотр системы действующих нормативных актов, принятие новых, заменяющих множество ранее действовавших и обобщающих нормативный материал по тем или иным вопросам государственного управления, принятие новых кодексов.

Консолидация – деятельность того или иного органа гос. власти, имеющих целью объеденениеизданных этим органом нескольких нормативных актов в один. Деятельность относительно систематизации только тех норм админ. права, которые в свое время приняли соответствующий орган.

12. Административно-правовые отношения– общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями.

Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.

Читать еще:  Права локального администратора в домене

В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Виды административно-правовых отношений: по своему характеру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 158 ;

newinspire

Понятие, система и формы источников административного права

Понятие источников административного права

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права.

С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Система источников административного права

Конституция РФ и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Формы источников административного права

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).

Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.

Источники (формы) административного права

Система административного права

Система административного права – это внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

Признаки системы административного права:

• обусловлена спецификой регулируемых общественных отношений;

• представляет собой объективное правовое явление;

• характеризуется взаимосвязанностью и взаимообусловленностью административно-правовых норм и институтов;

Читать еще:  Основатель административной школы

• включает определенные элементы;

• изменяется с учетом изменения предмета правового регулирования (управленческих отношений).

Административно-правовой институт – комплекс административно-правовых норм, регулирующих определенный вид управленческих отношений и являющихся частью отрасли административного права.

Существуют следующие институты административного права:

• принципов государственного управления;

• административно-правового статуса граждан (физических лиц);

• административно-правового статуса органов исполнительной власти;

• государственной и муниципальной службы;

• административно-правового статуса негосударственных (общественных) объединений;

• административно-правового статуса предприятий, учреждений и иных субъектов управления;

• форм государственного управления;

• методов государственного управления;

• обеспечения законности в государственном управлении;

• административно-правовых основ межотраслевого управления (координации);

• административно-правовых основ управления в сфере экономики;

• административно-правовых основ управления в административно-правовой сфере;

• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.

Источники (формы) административного права это внешнее выражение и закрепление содержания норм административного права. Виды юридических источников административного права:

• нормативный правовой акт – вид юридического акта, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы административного права;

• административно-правовой договор нормативного содержания – двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы административного права;

• административный прецедент – решение по конкретному управленческому делу, которое становится обязательным для всех аналогичных дел, возникающих в будущем;

• правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения в сфере управления;

• административно-правовая наука (доктрина) – научные труды (монографии, статьи, положения и т. д.) по вопросам административного права, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, переживаний, на основании которых вырабатываются новые административно-правовые нормы и принимаются решения по конкретным управленческим делам (выступало источником права в первые годы советской власти).

Основополагающий источник административного права – нормативный правовой акт, что обусловлено принадлежностью российской правовой системы к романо-германской правовой системе.

Виды нормативных правовых актов – источников административного права: Конституция; федеральные конституционные законы; федеральные законы; законы СССР, не противоречащие российскому законодательству; законы РСФСР, не противоречащие российскому законодательству; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции и уставы субъектов РФ; законы и другие нормативные правовые акты представительных (законодательных) органов субъектов РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты исполнительной власти органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты (отдельных предприятий, учреждений, организаций).

Источники административного права отличаются низкой степенью систематизации нормативных правовых актов. В настоящее время систематизировано законодательство, устанавливающее административную ответственность и производство по делам об административных правонарушениях.

Источники административного права

Источники административного права: понятие и виды

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector