Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы административной ответственности кратко

Административная ответственность

Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободыграждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Понятие, функции и принципы административной ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой особое правовое состояние, когда лицо, нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия – лишения и ограничения, применяемые к нему государством.

Выражается административная ответственность в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица и применении к нему санкций правовых норм, за правонарушение уполномоченными на то субъектами власти, в процессуальной форме.

Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности (уголовной, материальной, дисциплинарной) обладает следующими признаками:

1. Она регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ.

2. Основанием ее применения является административное правонарушение.

3. Административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности, в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;

4. К ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

5. Она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судами.

6. Меры административной ответственности применяются к лицам, не связанными служебной подчиненностью с органами и судьями, уполномоченными на ее применение и наделенными для этого государственно-властными полномочиями (в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом);

7. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

8. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законов.

Структура административной ответственности включает в себя следующие элементы:

1. Основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

2. Правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие её;

Читать еще:  Суть работы администратора

3. Субъекты административной ответственности;

4. Санкции (административные наказания).

Целями административной ответственности являются:

1. Наказание лица за совершение административного правонарушения;

2. Выработка у правонарушителя уважения к законам, конституционному строю, правам и свободам других лиц;

3. Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Функциями административной ответственности являются:

Превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства, которую необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой — создать необходимые этические предпосылки, способные предотвратить правонарушение.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов публичного воздействия, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.

Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч.2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции РФ.

Правозащитная функция КоАП РФ как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения, а также видов административных наказаний.

Другая цель правозащитных функций — в обеспечении надлежащих процессуальных предпосылок применения административных санкций.

Административная ответственность строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности, доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижения его человеческого достоинства, если правонарушитель- физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель — юридическое лицо.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность может служить не только це­лям укрепления законности и защиты нарушенных прав и сво­бод граждан и иных лиц.

Государство, его органы, пытаясь искоренить право­нарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слу­чаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы административная ответственность не превраща­лась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за ко­торой реакция на правонарушение предстает новым правона­рушением . В числе основных принципов административной законно­сти чаще всего называют следующие принципы:

4) неотвратимости административной ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз.

Принцип законности административной ответственности означа­ет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по ее применению ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законода­тельства и не выходит за пределы его требований, смысла и це­лей.

Ответственность применяется только за совершенное право­нарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения санкций. Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом значитель­ная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод чело­века является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кото­рых оно отнесено законом.

Избранная мера ответственности правонарушителя ограни­чивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреде­ленных условиях она может назначаться и ниже низшего преде­ла.

Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоя­тельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действи­тельности;

2) противоправное деяние и связанные с ним обстоя­тельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3) по делу выявлены обстоятель­ства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности высту­пает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно кото­рому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Справедливость административной ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами граж­данского общества меры, примененной государственными орга­нами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов закон­ности и обоснованности. Если мера ответственности была при­менена с нарушением закона или без выяснения всех обстоя­тельств дела, установления истины, то она не может призна­ваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процес­се правоприменительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенно­го решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости административной ответственности имеет самостоятельное значение.

Справедливость административной ответственности, в частности, означает, что:

1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные проступки;

2) административную ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяже­сти совершенного правонарушения. Нарушение этого требова­ния справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справед­ливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего об­щества или большинства его членов.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что лю­бое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному нака­занию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Во­прос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.

Осуществление принципа неотвратимости наказания являет­ся необходимым условием эффективности административной ответ­ственности, обеспечения действенности ее функций. Неотврати­мость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших административные проступки, изобличать их в противоправ­ных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справед­ливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.

Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негатив­ных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неот­вратимости наказания.

Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности.

Презумпция невиновности распространяется на сферу ад­министративных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не мо­жет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении ад­министративного проступка.

Важнейшим принципом административной ответственности, при­званным обеспечивать реальное действие презумпции невинов­ности, является право на защиту и квалифицированную юриди­ческую помощь.

Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приво­дить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользо­ваться квалифицированной юридической помощью.

Важнейшим принципом административной ответственности, на­правленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения — «не дважды за одно». Суть принципа выра­жается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется всту­пившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.

Читать еще:  Источники административного права это

Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, пригово­ренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слу­чае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности воз­местить материальный ущерб. Примером противоправного дея­ния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

Принципы административной ответственности

Принципы административной ответственности следующие: принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);

• индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);

• ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);

• ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);

• принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);

• принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);

• принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);

• принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

• принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

35. Административное взыскание — это мера административной ответственности за административное правонарушение. Цели его — защита правопорядка, воспитание лиц, совершивших административные правонарушения, в духе уважения к закону и предупреждение совершения новых правонарушений самими правонарушителями и другими лицами.

В соответствии со ст. 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды административных взысканий:

возмездное изъятие предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения;

лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

Административные взыскания в соответствии с законом делятся на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация применяются в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, а все другие — как основные.

Предупреждение как мера административного взыскания применяется за незначительные административные правонарушения и выносится в письменной форме.

Штраф — взыскание имущественного (денежного) характера. Минимальный размер составляет одну десятую, а максимальный — сто минимальных месячных размеров оплаты труда или до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, а также размера незаконного дохода, полученного в результате совершенного административного правонарушения.

Определение размера штрафа с учетом инфляции производится по следующим основаниям:

по отношению к сумме стоимости предмета — объекта правонарушения. В частности, наложение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы доходов от налогообложения;

в кратном исчислении к месячному доходу (до трехмесячного дохода, например);

в кратном исчислении к минимальному месячному размеру оплаты труда;

по отношению к должностному окладу.

Возмездное изъятие применяется как принудительная мера только в отношении предмета, который явился предметом или объектом административного правонарушения. Вырученная сумма за изъятый предмет передается бывшему собственнику имущества.

Конфискация — это принудительное безвозмездное обращение предмета, ставшего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства.

Конфискация как мера административной ответственности состоит в безвозмездном изъятии только предмета правонарушения, но не вообще имущества правонарушителя как меры уголовной ответственности.

Лишение специальных прав, предоставленных гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты) на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Лишение права управления транспортными средствами не может применяться к лицам, пользующимся этими средствами в связи с инвалидностью, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота — основной источник существования.

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды правонарушений чрезвычайного положения — до 30 суток. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Законодательство об административной ответственности организаций не упорядочено и не представляет еще сложившуюся систему. Нормы об административной ответственности организаций содержатся в отдельных законах, принятых в последние годы (например, в Земельном кодексе РФ). По общему правилу субъектами административной ответственности выступают организации — юридические лица. В отдельных случаях к административной ответственности могут привлекаться обособленные подразделения юридических лиц — филиалы. Административная ответственность юридических лиц наступает в виде штрафа.

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Признаки административного наказания:

• фактическим основанием выступает административное правонарушение;

• применяется специально уполномоченными субъектами;

• реализуется в установленном процессуальном порядке;

• применяется посредством соответствующих мер;

• вызывает наступление определенных правоограничений;

• применяется для достижения определенных целей.

Цели административного наказания:

1) специальное предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений самим правонарушителем);

2) общее предупреждение (предупреждение совершения административных правонарушений другими лицами).

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

9) административное приостановление деятельности.

36. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

1.1) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл изм. от 20.04.2007). Ст. 4.2. Ч. 1..

Таким образом, обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают наличие признаков, позволяющих квалифицировать степень общественной опасности проступка и применение менее суровых санкций к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед назначением наказания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено. Первым из них является раскаяние физического лица, совершившего правонарушение. Раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, характеризующем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

Несовершеннолетний, совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.

В отдельных, редких случаях противоправное действие физического лица может быть следствием не мотивированной акции, а состояния аффекта. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, квалифицируют совершение правонарушения в состоянии аффекта в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

37. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

Читать еще:  Восстановление пароля администратора

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с посл изм. от 20.04.2007). Ст. 4.3. Ч. 1. .

К обстоятельствам, отягчающими административную ответственность относятся только действия (бездействие) нарушителя — физического или юридического лица, способные увеличить общественно опасные последствия проступка. Для административных проступков физического лица с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный, с точки зрения правонарушителя, акт, следствием которого может быть причинение ущерба пострадавшему (телесного (физического), морального вреда или имущественного ущерба) либо государству. Правонарушитель (чаще всего при физическом воздействии на пострадавшего) осознает, что его действия противоречат не только нормам морали, но и правовым предписаниям.

При мотивации своего действия правонарушитель исходит из ложного предположения о его полезности с точки зрения защиты личного либо общественного блага. Это может происходить при неознакомлении правонарушителя с действующими нормативно-правовыми актами, что, однако, не освобождает его от ответственности.

Усиливают общественную опасность групповые правонарушения, а также вовлечение в них несовершеннолетних.

Принципы административной ответственности

Под принципами административной ответственности следует понимать ее основные правовые начала, характеризующие ее сущность, смысл и назначение:

  • — юридическое равенство всех перед законом и судом;
  • — наступление административной ответственности только за противоправное поведение, а не за мысли;
  • — наступление административной ответственности лишь при наличии вины в действиях (бездействии) правонарушителя;
  • — законность привлечения к административной ответственности;
  • — справедливость административной ответственности и ее индивидуализация;
  • — своевременность ответственности;
  • — принцип целесообразности привлечения к административной ответственности;
  • — принцип неотвратимости наказания за совершение административных правонарушений.

Первый принцип по своей сути представляет собой продолжение общеправового принципа формального юридического равенства всех перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ. Кодексом РФ об административных правонарушениях установлено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип ответственности за противоправное деяние, а не за мысли, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности за совершение того или иного административного правонарушения, может быть наказано за мысли лишь в том случае, если они получили внешнее выражение. Иными словами, основанием для привлечения лица к административной ответственности могут служить только его противоправные действия (или в ряде случаев — бездействие). Так, например, само по себе намерение лица-участника внешнеэкономической деятельности без надлежащих на то законных оснований ввезти в страну или вывезти из нее какие-либо товары и не влечет за собой административной ответственности, а вот предоставление этим лицом в таможенный орган документов, содержащих недостоверные сведения, дающие ему право на перемещение через таможенную границу таких товаров, либо перемещение этих товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (т. е. совершение им конкретных действий по реализации своего намерения) уже влекут за собой ответственность, предусмотренную ст. 16.1 КоАП РФ.

Принцип наступления ответственности только при наличии вины в действиях правонарушителя означает, что без нее (вины) вообще беспредметно говорить об административном правонарушении, а следовательно, и об ответственности за него. Наличие вины физического лица означает осознание этим лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вызванных им результатов, а юридическое лицо признается виновным, когда будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению этих норм и правил.

Принцип законности привлечения к ответственности означает, что ответственность за правонарушения наступает лишь в случаях, прямо предусмотренных предписаниями соответствующих правовых норм и в строгом соответствии с установленными для этого требованиями. Действующим же законодательством предусмотрены и специальные гарантии законности привлечения к административной ответственности, предупреждающие и всячески пресекающие выход за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении как материально-правовых норм (таких, как неправильная юридическая квалификация деяния, определение меры административного наказания вне пределов предусмотренной для этого санкции соответствующей статьи КоАП РФ и пр.), так и норм процессуальных (например, процедуры рассмотрения дела об административном правонарушении по существу, сбора, фиксирования и исследования доказательств, обжалования вынесенного по делу постановления и пр.).

Наряду с законностью иногда в качестве самостоятельного принципа юридической ответственности выделяют и принцип поп bis in idem («не дважды за одно»), согласно которому никто не должен дважды нести уголовную, административную или иную ответственность за одно и то же правонарушение. Этот принцип относится к применению штрафных (карательных) санкций и не противоречит тому, что к правонарушителю, подвергнутому административной ответственности (карательной санкции, например, штрафу), применяются и восстановительные санкции. Например, хулиган, разбивший витрину магазина, не только подвергается штрафу по ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство»), но и обязывается возместить причиненный правонарушением ущерб (оплатить стоимость разбитой витрины).

В то же время принцип «не дважды за одно» нельзя противопоставлять такому принципу, как принцип двусубъектности ответственности, характерному именно для административного права. Этот принцип означает, что, например, за совершение по сути одного правонарушения допускается привлечение одновременно юридического лица к административной и физического лица, непосредственно виновного в этом, — к административной или уголовной ответственности. Так, в частности, если при перемещении через таможенную границу России незадекларированного товара неким абстрактным акционерным обществом при наличии признаков так называемой «коммерческой» контрабанды таможня выяснит, что недекларирование товара произошло по вине конкретного сотрудника этого акционерного общества, уполномоченного в силу своих служебных обязанностей на совершение данной процедуры (процедуры декларирования), то наряду с привлечением к административной ответственности самого юридического лица по ст. 16.2 КоАП РФ («Недекларирование или недостоверное декларирование товаров и/или транспортных средств») должно быть привлечено к уголовной ответственности и конкретно виновное в этом физическое лицо по ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). То есть, правонарушение по сути, казалось бы, одно, а субъектов ответственности может быть два.

Справедливость как принцип юридической ответственности выражается в том, что мера административной ответственности должна быть соразмерна с тяжестью совершенного административного правонарушения. При привлечении лица к ответственности за совершение того или иного административного правонарушения правоприменитель должен учесть все обстоятельства совершенного правонарушения (время, место, способ совершения правонарушения, наличие или отсутствие в деле обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, и др.) и с учетом всех этих обстоятельств определить меру ответственности в пределах санкции соответствующей правовой нормы Особенной части КоАП РФ или принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуализация наказания — непременное условие его результативности. Индивидуализация административной ответственности является частью принципа ее справедливости и означает, что каждый правонарушитель должен быть подвергнут принудительному воздействию со стороны государства лишь за те противоправные деяния, которые он непосредственно совершил (с учетом всех вышеперечисленных обстоятельств). Если административное правонарушение совершено в соучастии, то при назначении административного наказания правоприменителем должны быть учтены степень и характер вины каждого из соучастников в совершении данного правонарушения.

Своевременность как принцип юридической ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности лишь в течение так называемого «срока давности привлечения к ответственности», т. е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения. Для административных правонарушений, в частности, такой срок определен в ст. 4.5 КоАП РФ и по общему правилу составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения либо при совершении длящихся проступков — два месяца с их обнаружения. По отдельным категориям административных правонарушений этот срок составляет один год. Сроком давности ограничено также исполнение постановления о наложении административного наказания — один год со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

Целесообразность как принцип юридической ответственности — это соответствие избираемой в отношении правонарушителя меры государственного принуждения его социальным качествам. Так, в частности, применительно к лицам, привлекаемым к ответственности за совершение административных правонарушений, правоохранительными органами могут быть использованы такие меры обеспечения производства по делу, как доставление и административное задержание правонарушителей. Такие меры могут быть использованы, а могут использованы и не быть. Выбор правоприменителем соответствующей меры принуждения должен быть обоснован исходя из целесообразности ее применения.

Целесообразность как принцип административной ответственности проявляется также и в наличии предусмотренной законом (ст. 2.9 КоАП РФ) юридической возможности для правоприменителя (судьи, органа или должностного лица, уполномоченного решить дело об административном правонарушении) освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного проступка (т. е. по сути — при отсутствии назначения административного наказания) и ограничиться при этом устным замечанием. Неотвратимость как принцип административной ответственности означает, что априори ни одно административное правонарушение не должно оставаться безнаказанным. А реализация данного принципа является существенным фактором эффективной борьбы с правонарушениями вообще и административными правонарушениями в частности, а также является одним из основных показателей качества всей правоохранительной и правоприменительной деятельности уполномоченных на это государственных органов и должностных лиц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector