Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Представителями школы административного управления являются

Классическая (административная) школа управления

Административная школа. Анри Файоль

Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.

Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.

В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:

  • техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка),
  • коммерческую (обмен, закупка, продажа),
  • финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала),
  • охранную (охрана физических лиц и собственности),
  • учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства),
  • административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.

Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.

Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное распределение ресурсов организации.

Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.

В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.

Принципы управления Файоля

Принципы управления Файоля заключаются в следующем:

  1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества. Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
  2. Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
  3. Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием. Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
  4. Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
  5. Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
  7. Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
  8. Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий. Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
  9. Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
  11. Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
  12. Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров.
  13. Принцип инициативы заключается в том, что у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
  14. Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации.

Файоль писал

«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»

Макс Вебер – представитель административной школы управления

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:

  1. Разделение труда. Задачи подразделяются на рутинные, простые и четко определенные.
  2. Иерархия власти. Должности и отделы объединяются с иерархичную структуру, в которой работа каждого сотрудника низшей должности контролируется и управляется вышестоящими сотрудниками.
  3. Формальный отбор. Все работники организации должны приниматься на работу в соответствии с уровнем их квалификации. Данный уровень может определяться на экзамене, либо в соответствии с их подготовкой и опытом.
  4. Формальные правила и процедуры. Для обеспечения однородности и регулирования действий служащих, менеджерам необходимо строго соблюдать формальные правила организации.
  5. Беспристрастность. Правила организации должны выполнять все, и методы контроля необходимо применять ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений.
  6. Ориентированность на карьеру. Менеджеры – это должностные лица, а не владельцы организаций, которыми они управляют. Менеджеры получают фиксированный уровень заработной платы и могут продвигаться вверх по служебной лестнице в своей организации. Очень важно создавать для менеджера условия карьерного роста.
Читать еще:  Ultraiso права администратора

По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Классическая школа управления

  • Менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Модели менеджмента
  • Менеджер
  • Организация
  • Принятие решений в менеджменте

Административная, или классическая школа управления (1920-1950)

Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной (классической) школы управления.

Если представители школы «научногоуправления» посвятили свои исследования управлению производством, то авторы классической школы начали вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда.

Целью школы было создание универсальных принципов и методов успешного управления организацией.

Классическая школа управления — рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху.

Значительный вклад в развитие административной школы управления внесли работы работы Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947).

Основоположником классической школы считается американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.

В своей главной книге «Научная организация труда» (1911 г.) он сформулировал постулаты, которые получили название «тейлоризм».

Тейлор сводил труд лишь к физиологическим затратам, измерял напряжение, скорость реакций, рассчитывал законы нагрузки человеческого организма. Используя наблюдения, замеры, анализ он попытался устранить лишние, непродуктивные движения. Кроме того, он обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха.

Таким образом, согласно концепции Тейлора необходимо оптимально приспособить человека к машине.

До последнего времени в нашей стране подход Тейлора критиковался и характеризовался как «научная» система выжимания пота.

Основные представители школы: А. Файоль, М. Вебер

Развитие идей Ф.У.Тейлора было продолжено Анри Файолем. Именно Анри Файоль считается основателем школы классического (административного) управления.

Файоль имел большой опыт работы в высшем звене управления организацией. Поэтому его исследования были направлены на повышение эффективности деятельности всей организации. Файоль считал, что источник эффективности системы управления — это управленческие процедуры, применяемые администрацией. При этом он утверждал, что основным методом достижения эффективности является правильное применение принципов (правил) управления.

Файоль сформулировал 14 принципов административного управления (табл. 1).

Специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы

Полномочия и ответственность

Каждому работнику должны быть делегированы полномочия, остаточные для того, чтобы нести ответственность за порученную работу

Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством

Работник получает распоряжения и отчитывается перед одним непосредственным начальником

Все действия, имеющие одинаковую цель, должны осуществляться по единому плану

Подчинение частных интересов общим

Интересы организации имеют преимущество перед интересами личности

Получение работниками справедливого вознаграждения за свой качественный труд

Организация должна иметь управляющий центр

Скалярная цепь (иерархия)

Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте

Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях

Установка работающих на долгосрочную работу в организации

Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ

Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила)

Функционирование любой организации Файоль сводил к следующим видам деятельности:

  • технической (производство);
  • коммерческой (закупка и сбыт);
  • финансовой (поиски оптимального использования капитала);
  • бухгалтерской (деятельность по учету, анализу, статистике);
  • административной (деятельность по управлению организацией);
  • защите жизни и собственности людей.

Он установил, что управление каждым из этих видов деятельности предполагает выполнение следующих функций: планирования, организации, распорядительства, координации и контроля.

Завершением административной школы менеджмента стала теория бюрократического построения и управления организацией немецкого ученого М. Вебера. Он считал, что без разветвленного бюрократического аппарата крупное капиталистическое производство вообще не в состоянии эффективно функционировать. При этом он отождествлял бюрократию с аппаратом управления организацией.

Вебер искал ответ на вопрос: что нужно сделать, чтобы вся организация работала как машина! Ответ на данный вопрос он видел в разработке правил и процедур поведения людей в любой ситуации, прав и обязанностей каждого работника, в иерархической системе распределения власти, в разделении труда на базе функциональной специализации, в управлении организацией на основе письменных инструкций и т.п. (рис. 1).

Рис. 1. Модель рациональной бюрократической организации М. Вебера

Вклад классической школы управления в теорию менеджмента.

  • Систематизированный подход к управлению всей организацией.
  • Профессиональные требования к менеджеру.
  • Развитие принципов управления организацией.
  • Описание функций управления.

Однако приверженцы классической школы, как и научного управления, не уделяли должного внимания социальным аспектам управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. Они старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить их общие характеристики и закономерности развития.

Данная модель организации оказалась непригодной для современной рыночной экономики, так как сковывает свободу действий менеджеров при быстроменяющейся внешней среде.

Административная школа управления;

Использование этих принципов в практике менеджмента показало существенный прирост производительности труда и эффективности управления организациями.

Авторы научного подхода в управлении свои работы посвящали решению проблем организации производства, повышения эффективности цехового менеджмента. В то же время представители административной школы сфокусировали свое внимание на вопросах построения более совершенной системы управления организацией в целом. Представителей научного и административного менеджмента объединяют в единое направление исследований – школу классического менеджмента, которая сформировала научную базу для дальнейшего развития науки об управлении организацией.

Основатели школы администрирования имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена менеджмента в крупном бизнесе, что позволило им разработать принципы рациональной организации системы управления, которые актуальны и по настоящее время.

Новое направление в классической теории менеджмента основал А. Файоль (1841–1925), который в течение 30 лет руководил крупной французской компанией по добыче угля. Он принял руководство в 1888 г., когда фирма была на грани банкротства, а покинул – в 1918 г. процветающей и занимающей ведущие позиции в мире.

На основании своего опыта А. Файоль разработал теорию администрирования, которая базируется на следующих положениях:

ü применение универсальных принципов управления должно привести организацию к успеху;

ü рациональное распределение времени на выполнение функций управления в соответствии с основными видами деятельности;

ü разработка новой структуры управления организацией;

ü определение оптимального соотношения организаторских (административных), технических и социальных навыков руководителей разных уровней и совершенствование образовательных программ.

Читать еще:  Представители административной школы

Исследуя закономерности функционирования организации, А. Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления:

1. Разделение труда. Цель разделения труда – увеличить объем и качество производства при затрате тех же усилий за счет сокращения числа целей (задач), на которые должны быть направлены внимание и усилие работника.

2. Власть и ответственность. Власть – право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где дается власть – там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Состояние дисциплины всецело зависит от ее руководителей.

4. Единство распорядительства. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждую группу, действующую в рамках одной цели, следует объединить единым планом и руководителем.

6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащих не должны становиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение персонала. Работники должны получать справедливую заработную плату за свою службу.

8. Централизация. Соответствующую степень централизации (децентрализации) следует определять в зависимости от конкретных условий функционирования организации.

9. Иерархия – это ряд руководящих должностей, начиная от самого высокого уровня до руководителя низового звена. Количество уровней иерархий должно быть оптимальным.

10. Порядок – это принцип, который означает необходимость соблюдения определенных правил. Каждая вещь или человек в организации должен быть на своем месте.

11. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия руководителя, формирующих хорошие отношения между менеджерами и подчиненными работниками.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

13. Инициатива. Необходимо использовать и стимулировать предложения работников по улучшению дел организации.

14. Корпоративный дух. Союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала. Поддержание единого корпоративного духа сплачивает коллектив и способствует высоким достижениям.

Весь комплекс работ по управлению А. Файоль разделил на шесть видов деятельности (функций менеджмента) и определил оптимальное время, необходимое для их выполнения.

В числе основных функций управления выделены:

ü административная деятельность – планирование, организация, руководство, координация (занимает 40% времени руководителя, затрачиваемого на управление);

ü коммерческая деятельность – покупка, продажа, обмен товарами (15%);

ü техническо-производственная деятельность – производство, отделка, апробирование, контроль (10%).

ü финансовая деятельность – осуществление финансового контроля по наиболее эффективному использованию капитала (10%).

ü охрана труда и обеспечение безопасных условий для работы сотрудников (10%);

ü контрольная деятельность – деятельность по учету и анализу дел на производстве (15%).

А. Файолем была предложена линейно-штабная (линейно-функциональная) структура управления, которая и сегодня широко используется (рис. 8). Он считал нецелесообразным наличие у функциональных работников административных прав принятия решений, что приводит к дуализму распорядительства.

Рис. 8. Линейно-штабная структура управления по Файолю

Файоль сравнивал крупные предприятия с построением военных организаций и пришел к выводу, что аппарат управления должен быть системой иерархической. Директор завода, по его мнению, фактически выполняет роль генерала. Его помощники (специалисты) образуют штаб, являясь консультантами руководителя предприятия по различным вопросам, расширяя его возможности и обеспечивая оперативное принятие решений. Остальные служащие и рабочие, распределенные по службам и цехам, существуют для выполнения распоряжений линейных руководителей (директор, начальник цеха).

Кроме того, А. Файоль рассчитал, что на различных уровнях управления характерны различные требования к знаниям и навыкам работника по выполняемым функциям (табл. 1).

Удельный вес знаний руководителей различных уровней, %

Особое внимание А. Файоль придавал функции планирования и прогнозирования. Он впервые сделал вывод о необходимости краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации [28].

Значительное внимание А. Файоль придавал личности администратора (руководителя), от которого зависит эффективность работы организации. По его мнению, менеджер должен обладать интеллектуальными и организаторскими способностями, хорошим образованием, высокой компетентностью в своей области, искусством обращения с людьми. В число личных качеств А. Файоль добавил: энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга. Результаты исследований А. Файоля опубликованы в двух его книгах: «Теория администрации» (1900 г.) и «Общее и промышленное управление» (1916 г.).

Американским последователем идей Файоля являлся Г. Эмерсон, вершиной исследований которого было обоснование принципов управления, опубликованных в книге «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.).

Принципами производительности организации являются:

1. Отчетливо поставленные цели – исходный пункт управления, обеспечивающий достижение лучшего результата.

2. Здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиска их причин, анализ цели на целесообразность.

3. Компетентная консультация – на основе привлечения профессионалов с целью совершенствования управления.

4. Дисциплина, обеспечивающая четкую регламентацию деятельности, контроль, своевременное поощрение. Лучшее средство дисциплины – общий дух предприятия.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет.

7. Диспетчирование – организация оперативного планирования и контроля за движением всех материальных ресурсов предприятия (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и т. п.). По мнению Эмерсона, «лучше диспетчировать не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».

8. Нормы и расписания, способствующие поиску недостатков, резервов в организации, снижению потерь.

9. Нормализация условий труда – сочетание времени, усилий и себестоимости, при которых достигаются наилучшие результаты.

10. Нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения, регламентировании времени.

11. Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ.

12. Вознаграждение за производительность.

Г. Эмерсон считал, что правильные принципы даже в руках посредственных руководителей оказываются эффективнее бессистемных и случайных действий «профессионалов». Большое внимание Эмерсон уделял вопросам правильного подбора кадров. Он считал, что основное внимание должно обращаться на внутренний потенциал человека, склонности и характер при расстановке на рабочие места. Когда человек находится не на своем месте, организация не может рассчитывать на хорошие результаты его работы.

Л. Урвик (консультант по управлению в Англии) углубил основные положения А. Файоля и сформулировал следующие составляющие элементы административной деятельности: планирование, организация, укомплектование штата, руководство, координация, отчетность, составление бюджета.

Главное внимание Л. Урвик уделил разработке принципов построения формальной организации:

ü соответствие людей структуре управления;

ü создание специального и генерального штаба, осуществляющих помощь руководителю в принятии решений;

ü сопоставимость прав и ответственности;

ü диапазон контроля, т. е. оптимальное число лиц в непосредственном подчинении руководителя;

ü специализация по целям, операциям, потребителю (географическому признаку);

ü определенность в работе (наличие должностных инструкций).

Логическим завершением классической школы управления стала концепция «рациональной бюрократии» Макса Вебера (1864–1920).

На основании исследований М. Вебер выделил три основных типа организаций в зависимости от характера власти:

ü харизматическая, когда руководитель обладает исключительными личными качествами («харизмой»), позволяющими ему быть неформальным лидером;

ü традиционная, когда происходит естественная замена лидера и члены организации по традиции подчиняются новому руководителю, пришедшему на смену прежнему лидеру;

ü идеальная бюрократическая организация, основанная на специальном разделении власти, регламентированном должностными инструкциями и обеспечивающем руководителю возможность быть формальным лидером.

Читать еще:  Этот параметр включен администратором

Согласно М. Веберу, лидерство руководителя обеспечивается следующими факторами:

ü деятельность организации расчленяется на простейшие элементарные операции, выполнение которых закрепляется формально за отдельными звеньями, подразделениями;

ü каждый руководитель наделяется формально закрепленной властью и авторитетом, которые действуют только внутри фирмы;

ü порядок работы каждого члена организации определяют специально разработанные правила, инструкции и стандарты;

ü любой руководитель должен сохранять определенную «социальную дистанцию» и быть беспристрастным по отношению к своим клиентам и подчиненным;

ü наличие в организации кадровой политики. Каждый член организации должен занимать свой пост в соответствии с квалификацией и быть огражден от возможности произвольного увольнения. Продвижение по службе определяется сроком службы и результатами деятельности работника. Это способствует карьерному росту наиболее опытных руководителей и достижению лучших результатов [15].

В целом, при анализе исследований классической школы менеджмента можно выделить следующий основной ее недостаток: классики менеджмента рассматривали возможность повышения эффективности любой организации только за счет внутренней рационализации без учета факторов внешней среды. В современных условиях конкуренции организация не может быть закрытой системой, так как это приведет к внутренним несоответствиям и ухудшению конкурентных позиций предприятия на рынке.

Представителями школы административного управления являются

  • Главная
  • Основы менеджмента
  • Административная (классическая) школа в управлении

Административная (классическая) школа в управлении

Особенности административной школы. Представители классической (1920-1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. «Классики» (работы которых в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии) старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;

порядок. Место — для всего, и все — на своем месте;

справедливость — сочетание доброты и правосудия;

стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.

Выходные данные учебника:

Менеджмент: Экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». Ростов н/Д: «Феникс», 2002. — 384 с.

Административная школа управления в менеджменте

Административная школа менеджмента (или классическая школа управления в менеджменте) начала развиваться в 1920-е годы. Задачей административной школы менеджмента стал поиск универсальных закономерностей и принципов, которые смогут повысить эффективность любой организации. Особое внимание уделялось вертикали подчинения.

Представители административной школы менеджмента

Основателем и основным представителем классической школы управления является А. Файоль. Будучи директором крупной горнодобывающей компании, он имел возможность изучать работу организации изнутри.

Файоль заинтересовался общими законами управления, которые подошли бы для любого рабочего коллектива. Саму управленческую деятельность он также рассматривал как объект исследования и разделял на 5 направлений:

  1. прогнозирование
  2. планирование
  3. организация
  4. координация
  5. контроль.

Среди других представителей административной школы менеджмента можно выделить

Принципы управления административной (классической) школы менеджмента

В рамках административной школы менеджмента А. Файоль сформулировал 14 универсальных принципов управления организацией:

  1. Разделение труда – когда каждый выполняет конкретную задачу, организация работает эффективнее;
  2. Полномочия и ответственность – каждый несет ответственность за свою часть работы;
  3. Единоначалие – каждый работник подчиняется одному непосредственному руководителю;
  4. Дисциплина – обязательства между работником и работодателем строго соблюдаются в двухстороннем порядке, в случае нарушений – наказание;
  5. Единообразие в действиях – одинаковые действия, используемые для достижения одинаковых целей, выполняются одинаково;
  6. Подчинение личного общественному – интересы коллектива важнее интересов одного человека;
  7. Хорошая оплата труда – кто хорошо трудится, тот потом хорошо отдыхает;
  8. Справедливость – ее законами руководствуются на всех уровнях управления;
  9. Централизация – управление организацией должно исходить из ее центра;
  10. Иерархия или скалярная цепь – хорошая коммуникационная лестница, по которой передаются команды сверху вниз, при этом не стоит слишком увлекаться иерархией, чтобы не получить сплошную «цепь начальников»;
  11. Порядок – четкая организация труда, наличие рабочего места у каждого работника, отсутствие хаоса;
  12. Инициативность работников – персональная инициатива поощряется;
  13. Отсутствие «текучки» кадров – постоянный коллектив, который заинтересован работать на благо организации;
  14. Корпоративный дух (или единство коллектива) — перекликается с предыдущим правилом, хороший микроклимат среди работников помогает сплотить усилия и направить на достижение одной цели.

Про административную школу менеджмента кратко

Если говорить кратко, то концепция АШМ появилась в начале XX века и была популярна до 1950-х годов. Задачей административной школы в менеджменте стала выработка общих правил и законов управления организацией. В этом преуспел А. Файоль, основатель школы, который сформулировал 14 основных принципов (единоначалие, разделение труда, сплоченность коллектива и др.). Файолю удалось совместить рациональную основу управления с учетом человеческого фактора.

C этим материалом часто читают: статьи в разделе Бизнес-справочник на портале Аспект. Подписывайтесь на нашу рассылку и получайте гарантированные скидки на обучение, включая бизнес-курсы!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector