Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Понятие и принципы административной ответственности

Административная ответственность

Понятие, особенности и виды административной ответственности

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

  • принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
  • индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
  • ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
  • ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
  • принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
  • принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
  • принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободыграждан);
  • принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
  • принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).

Цели административной ответственности:

  1. защита правопорядка;
  2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
  3. восстановление социальной справедливости;
  4. предупреждение совершения новых правонарушений.

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

  1. КоАП;
  2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Читать еще:  Представителями школы административного управления являются

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Понятие, функции и принципы административной ответственности

Административная ответственность как вид юридической ответственности представляет собой особое правовое состояние, когда лицо, нарушившее правовую норму, обязано претерпеть определенные правовые последствия – лишения и ограничения, применяемые к нему государством.

Выражается административная ответственность в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административной ответственности присущи все признаки юридической ответственности. Она регулируется нормами права, состоит в официальном осуждении лица и применении к нему санкций правовых норм, за правонарушение уполномоченными на то субъектами власти, в процессуальной форме.

Административная ответственность в отличие от других видов юридической ответственности (уголовной, материальной, дисциплинарной) обладает следующими признаками:

1. Она регулируется нормами административного права, содержащимися в федеральных законах и законах субъектов РФ.

2. Основанием ее применения является административное правонарушение.

3. Административная ответственность налагается за правонарушения, не представляющие высокой степени общественной опасности, в отличие от них преступления представляют несоизмеримо более высокую степень опасности для общественных и частноправовых интересов;

4. К ней привлекаются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели), а также юридические лица.

5. Она применяется должностными лицами исполнительных органов государственной власти, коллективными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, административными комиссиями), а также судами.

6. Меры административной ответственности применяются к лицам, не связанными служебной подчиненностью с органами и судьями, уполномоченными на ее применение и наделенными для этого государственно-властными полномочиями (в отличие от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом);

7. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение. Это лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения наказания;

8. Порядок привлечения к административной ответственности урегулирован административно-процессуальными нормами.

Все перечисленные признаки характерны для любых видов административной ответственности, применяемой к физическим и юридическим лицам, как на основании КоАП РФ, так и на основании иных специальных федеральных законов.

Структура административной ответственности включает в себя следующие элементы:

1. Основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);

2. Правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие её;

3. Субъекты административной ответственности;

4. Санкции (административные наказания).

Целями административной ответственности являются:

1. Наказание лица за совершение административного правонарушения;

2. Выработка у правонарушителя уважения к законам, конституционному строю, правам и свободам других лиц;

3. Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Функциями административной ответственности являются:

Превентивная (предупредительная) функция, побуждающая юридических и физических лиц к соблюдению законодательства, которую необходимо рассматривать в качестве нравственной акции, цель которой — создать необходимые этические предпосылки, способные предотвратить правонарушение.

Альтернативная функция ответственности по административному праву проявляется прежде всего в общегосударственных интересах. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов публичного воздействия, не сопряженных с применением к гражданам (подданным) и юридическим лицам специальных мер физического или психического принуждения, свойственных уголовному преследованию.

Правозащитная функция заключена в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы граждан от властного произвола государственных органов.

Применение любых мер административной ответственности сопряжено с ограничением конституционных прав граждан (ч.2 ст. 55 Конституции РФ), но подобные ограничения возможны лишь в случаях, указанных в Конституции РФ.

Правозащитная функция КоАП РФ как свода норм, устанавливающих административную ответственность, проявляется и в законодательной регламентации мер административного пресечения, а также видов административных наказаний.

Другая цель правозащитных функций — в обеспечении надлежащих процессуальных предпосылок применения административных санкций.

Административная ответственность строится на некоторых основополагающих идеях (принципах).

Принцип законности заключается в том, что административная ответственность может иметь место за те деяния, которые определены законом. Меры административной ответственности должны назначаться в порядке и пределах, установленных законом. Возложение административной ответственности по аналогии не допускается.

Принцип объективной истины выражается в том, что решение о привлечении к административной ответственности должно приниматься на основе всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств каждого дела.

Всесторонность исследования обстоятельств дела состоит в исчерпывающем познании обстоятельств, входящих в предмет доказывания и имеющих значение по делу.

Полнота рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Объективность рассмотрения обстоятельств дела означает получение необходимой совокупности, доказательств, достаточной для подтверждения обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Принцип вины заключается в том, что лицо подлежит административной ответственности только за те общественно опасные деяния и наступившие вредные последствия, в отношении которых установлена его вина.

Принцип равенства перед законом состоит в том, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом независимо от естественных различий. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других подобных обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовой формы, формы собственности и подчиненности.

Принцип неотвратимости ответственности состоит в том, что ни одно из административных правонарушений не должно остаться незамеченным для государства, а меры административной ответственности за совершенное правонарушение должны применяться быстро и оперативно.

Принцип справедливости и целесообразности означает, что меры административной ответственности должны соответствовать тяжести совершенного административного правонарушения. При возложении административной ответственности должны учитываться обстоятельства, отягчающие административную ответственность, и обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Принцип гуманизма состоит в том, что действия по привлечению к административной ответственности, совершаемые в отношении правонарушителя, не должны причинять физическому лицу страдания или унижения его человеческого достоинства, если правонарушитель- физическое лицо, а также наносить вред деловой репутации, если нарушитель — юридическое лицо.

newinspire

Понятие, применение, принципы и структура административной ответственности

Понятие административной ответственности

Административная ответственность — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Читать еще:  Административно правовое регулирование культуры

Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Задачами законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ) являются:

во-первых, охрана прав и свобод человека и гражданина; здоровья граждан; санитарно-эпидемиологического благополучия населения; окружающей среды; установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности; собственности;

во-вторых, защита личности, общественной нравственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений;

в-третьих, предупреждение административных правонарушений.

Этот перечень объектов охраны и защиты следует, видимо, рассматривать в качестве общих родовых объектов посягательств со стороны субъектов административных правонарушений.

Применение административной ответственности

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения.

Установление административной ответственности — издание предусматривающих ее законов.

Формой установления административной ответственности выступают только федеральные и субъектов Российской Федерации законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушение. Предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административной ответственности определяются в соответствии со ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3 КоАП РФ.

Формой применения административной ответственности являются принимаемые уполномоченными на то государственными органами исполнительной власти и их должностными лицами индивидуальные (административные) правовые акты применения установленных законодательством административных санкций к конкретным физическим и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Применение административной ответственности — это привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях (гл. 23 КоАП РФ, ст. 23.1-23.61).

Принципы административной ответственности

В КоАП РФ закреплены всеобщие обязательные требования, то есть принципы привлечения к административной ответственност и: принцип равенства всех перед законом (ст. 1.4); презумпция невиновности (ст. 1.5); обеспечение законности при применении мер административного принуждения (ст. 1.6).

Структура административной ответственности

Структура административной ответственности (как и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы:

основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное);

правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее;

субъекты административной ответственности;

санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности.

25.1. Понятие административной ответственности

Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или ненадлежащего исполнения) норм административного права, норм других отраслей права (финансового, трудового, земельного и др.).

Административные взыскания налагаются специально уполномоченными на это органами и должностными лицами, народными судами (народными судьями).

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Наряду с признаками, характеризующими административную ответственность как разновидность юридической ответственности, ей присущи также специфические особенности, позволяющие отграничить административную ответственность от других разновидностей ответственности, установленных государством.

1. Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, т.е. она имеет собственную нормативную базу:

2. Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

3. Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

4. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания.

5. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).

6. Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц — правонарушителей.

7. Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

8. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, административная ответственность обладает общими и особенными чертами, характеризующими ее как разновидность юридической ответственности.

Понятие административного правонарушения содержится в Кодексе об административных правонарушениях и представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица. Кроме того, законодательство определяет порядок ответственности специальных субъектов — несовершеннолетних, военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, за совершение административных правонарушений, а также иностранцев.

Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении к моменту их совершения шестнадцатилетнего возраста. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет административных правонарушений, указанных в части второй статьи 14 КоАП (мелкое хулиганство, стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением правил установленного порядка, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника и т.п.), они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего состава органов внутренних

дел несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Исключением является нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и контрабанда. В указанных случаях эти лица несут административную ответственность на общих основаниях. Кроме того, эта категория граждан не может подвергаться исправительным работам и административному аресту, а военнослужащие срочной службы — и штрафу.

Находящиеся на территории России иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Вопрос об ответственности лиц, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции РФ, разрешается дипломатическим путем.

Должностные лица в силу их служебного положения составляют особую категорию субъектов административного права. Должностные лица подлежат ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного, порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

Принципы административной ответственности

Административная ответственность может служить не только це­лям укрепления законности и защиты нарушенных прав и сво­бод граждан и иных лиц.

Читать еще:  Удаленное администрирование серверов

Государство, его органы, пытаясь искоренить право­нарушения, создать стабильный правопорядок в некоторых слу­чаях используют такие методы борьбы, что сами превращаются в правонарушителей и преступников. Для того чтобы административная ответственность не превраща­лась в свою противоположность, юридическая наука и практика выработали ряд принципов, соблюдая которые государство действует в рамках законности и не переходит той грани, за ко­торой реакция на правонарушение предстает новым правона­рушением . В числе основных принципов административной законно­сти чаще всего называют следующие принципы:

4) неотвратимости административной ответственности;

5) презумпции невиновности;

6) права на защиту лица, привлеченного к ответственности;

7) недопустимости привлечения к ответственности за одно и то же правонарушение два и более раз.

Принцип законности административной ответственности означа­ет, что деятельность государственных органов и должностных лиц по ее применению ответственности ведется в полном соответствии с требованиями действующего законода­тельства и не выходит за пределы его требований, смысла и це­лей.

Ответственность применяется только за совершенное право­нарушение, т.е. виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Никакие иные факты и обстоятельства не могут служить основанием для применения санкций. Ответственность применяется компетентным органом или должностным лицом. При этом значитель­ная часть административных проступков рассматриваются только судами. Важной гарантией защиты прав и свобод чело­века является закрепленный ст. 47 Конституции РФ принцип, согласно которому никто не может быть лишен права на рас­смотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кото­рых оно отнесено законом.

Избранная мера ответственности правонарушителя ограни­чивается пределами санкции нарушенной нормы. При опреде­ленных условиях она может назначаться и ниже низшего преде­ла.

Принцип обоснованности ответственности понимается как всестороннее, полное и объективное рассмотрение обстоя­тельств дела. Реализация данного принципа означает, что:

1) собранные по делу обстоятельства соответствуют действи­тельности;

2) противоправное деяние и связанные с ним обстоя­тельства раскрыты полно, а привлекаемое лицо изобличено в совершении правонарушения;

3) по делу выявлены обстоятель­ства как отягчающие, так и смягчающие вину правонарушителя.

Важной гарантией обоснованности ответственности высту­пает закрепленное Конституцией РФ положение, согласно кото­рому запрещается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Справедливость административной ответственности означает одобрение и поддержку населением, иными институтами граж­данского общества меры, примененной государственными орга­нами к правонарушителю. Решение по делу может признаваться справедливым при непременном соблюдении принципов закон­ности и обоснованности. Если мера ответственности была при­менена с нарушением закона или без выяснения всех обстоя­тельств дела, установления истины, то она не может призна­ваться справедливой потому, что нарушены ее основы в процес­се правоприменительной деятельности. Однако соблюдение названных принципов не гарантирует справедливости вынесенно­го решения. Ибо возможны решения, которые основываются на законе и соответствуют ему, но по существу представляют собой типичное беззаконие. Поэтому принцип справедливости административной ответственности имеет самостоятельное значение.

Справедливость административной ответственности, в частности, означает, что:

1) нельзя назначать меры уголовного наказания за административные проступки;

2) административную ответственность должен нести тот, кто совершил правонарушение;

3) наказание должно соответствовать, быть соразмерным тяже­сти совершенного правонарушения. Нарушение этого требова­ния справедливости означает и незаконность самого решения.

Конечно, в обществе, характеризующемся противоречивыми интересами и правовыми взглядами, принцип справедливости может пониматься и применяться различным образом. Решение, которое одной частью населения может признаваться справед­ливым, порой оценивается прямо противоположным образом другой частью населения. Поэтому критерием справедливости должны выступать не столько моральные нормы, разделяемые той или иной частью населения, сколько нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и отражающие интересы всего об­щества или большинства его членов.

Принцип неотвратимости ответственности означает, что лю­бое лицо независимо от своего служебного ли материального положения, иных обстоятельств подлежит заслуженному нака­занию за совершенное им правонарушение. Содеянное должно получить публичную огласку и подвергнуться государственному осуждению со стороны компетентных органов государства. Во­прос о наказании правонарушителя решается индивидуально. Действующее законодательство разрешает не применять мер государственного принуждения, если по обстоятельствам делам их применение признается нецелесообразным.

Осуществление принципа неотвратимости наказания являет­ся необходимым условием эффективности административной ответ­ственности, обеспечения действенности ее функций. Неотврати­мость ответственности обеспечивается деятельностью милиции, прокуратуры, иных правоохранительных органов, которые должны оперативно выявлять лиц, совершивших административные проступки, изобличать их в противоправ­ных деяниях. Суды в свою очередь должны выносить справед­ливые решения. Однако реализовать надлежащим образом этот принцип не удается ни одному современному государству.

Все ситуации, когда правонарушитель не несет заслуженной ответственности, негативно сказываются на правосознании гражданского общества. Резко падает престиж действующих законов. В сознании населения усиливается действие негатив­ных оценок, как действующего законодательства, так и власти, неспособной последовательно и полно провести принцип неот­вратимости наказания.

Действие принципа неотвратимости наказания не должно нарушать другого принципа ответственности — презумпции невиновности.

Презумпция невиновности распространяется на сферу ад­министративных проступков, обязанность выявления и пресечения которых лежит на органах государства и должностных лицах. Ибо каждый граждан, иное лицо не мо­жет признаваться виновным в совершении проступков ранее, чем это будет доказано компетентными органами и установлено принятыми ими решениями. Граждане также освобождаются от обязанности доказывать свою невиновность в совершении ад­министративного проступка.

Важнейшим принципом административной ответственности, при­званным обеспечивать реальное действие презумпции невинов­ности, является право на защиту и квалифицированную юриди­ческую помощь.

Право на защиту выражается в виде процессуальных прав привлеченного к ответственности знать суть обвинения, приво­дить доказательства своей невиновности, обжаловать действия и решения правоприминителя в вышестоящие органы или в суд. Кроме того, привлеченный к ответственности может пользо­ваться квалифицированной юридической помощью.

Важнейшим принципом административной ответственности, на­правленным на защиту прав лиц, совершивших противоправное деяние, является принцип, согласно которому никто не может быть повторно привлечен к ответственности за одно и то же правонарушение. Принцип известен со времен Древнего Рима в форме изречения — «не дважды за одно». Суть принципа выра­жается в том, что дело не может быть заведено (возбуждено) по факту правонарушения, в отношении которого имеется всту­пившее в силу решение компетентного правоприминительного органа или должностного лица.

Этот принцип не применяется в случаях, когда одно и то же противоправное деяние выступает основанием для привлечения к разным видам ответственности. Например, лицо, пригово­ренное к лишению свободы за кражу, одновременно обязуется возместить материальный ущерб потерпевшему. В данном слу­чае применяются два вида санкций: штрафная – в виде лишения свободы и правовосстановительная – в виде обязанности воз­местить материальный ущерб. Примером противоправного дея­ния, за совершение которого могут применяться два вида штрафных санкций, служит мелкая кража, совершенная лицом по месту работы. Применение к лицу мер административного взыскания дает основание работодателю уволить работника с работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector