Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативные правовые акты источники административного права

Источники административного права

Источники административного права: понятие и виды

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права.

Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.

Правовые источники административного права подразделяются на федеральные источники права (принимаемые федеральными государственными органами и действующими на территории всей страны) и источники права субъектов РФ (принимаемые органами государственной власти субъектов РФ и действующие на территории этого субъекта).

В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в котором Россия является участником, установлены иные положения и правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то действуют и применяются нормы этого договора.

К числу правовых источников административного права относятся:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы; федеральные законы;
  • постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ;
  • правовые акты, устанавливающие правовой статус федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств;
  • нормативные акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

На уровне субъектов РФ источниками административного права являются:

  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.

Нормативные правовые акты органов федеральной исполнительной власти и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, являясь источниками административного права, представляют собой форму реализации компетенции данных органов.

В силу многообразия административных правовых норм возникает проблема их систематизации, кодификации и инкорпорации. Теория источников административного права позволяет систематизировать эти нормативные акты.

Нормативные правовые акты источники административного права

§ 5. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся следующие:
1. Конституция РФ, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 — 25, 27, 30 — 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 — 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 — 73).
Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. В качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно, административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения о федеральных органах исполнительной власти.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»; Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15 мая 2018 г. N 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и другие.
Источниками административного права являются и указы высших должностных лиц субъектов РФ.
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). К ним, в частности, относятся Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»; распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и другие.
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств (администрации) субъектов Федерации.
5. В межотраслевом и отраслевом масштабе в качестве источников административного права служат нормативные акты федеральных министерств, служб и агентств Российской Федерации, а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Наконец, источниками административного права можно назвать внутриорганизационные нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений, например правила внутреннего трудового распорядка .
———————————
См.: Козлов Ю.М. Введение в курс административного права. М.: Юристъ, 2005. С. 79.

Источники административного права. Содержание административно-правовых норм. Административно-правовые отношения,способ и порядок их регулирования

Понятие административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Читать еще:  Администратор доменного имени

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Источники административного права. Содержание административно-правовых норм. Административно-правовые отношения,способ и порядок их регулирования.

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания)

Можно провести различную классификацию административно-правовых норм в зависимости от оснований, которые лежат в основе проводимой классификации.

Проблема классификации административно-правовых норм хорошо исследована в юридической литературе и изучена мноими правоведами.

1. Наиболее традиционна классификация норм на:

а) материальные, закрепляющие комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административных отношений (их правовой статус), порядок взаимодействия и функционирования субъектов исполнительной власти и т.д.;

б) процессуальные, регламентирующие процедуру реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами.

2. В зависимости от содержания выделяются следующие административно-правовые нормы:

а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в установленных рамках. Например, создаваемое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию;

б) запретительные, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий. Например, запрещается нарушать правила дорожного движения;

в) уполномочивающие (дозволительные), т.е. предоставляющие возможность лицу действовать по своему усмотрению, хотя и в установленных рамках. Например, во многих нормах предусматривается право гражданина обжаловать действия (бездействие) должностных лиц. И каждый гражданин сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Если он решает воспользоваться, то должен это сделать в определенном порядке и в установленные сроки;

г) стимулирующие, обеспечивающие должное поведение субъектов отношений с помощью различных средств материального, морального и иного воздействия;

д) рекомендательные, т.е. дающие возможность поиска наиболее целесообразных вариантов решения поставленных задач. Например, рекомендации по организации наиболее эффективной работы различных структур в системе исполнительной власти.

3. По адресу выделяются административно-правовые нормы, регулирующие:

а) административно-правовой статус гражданина;

б) административно-правовой статус коммерческих организаций;

в) административно-правовой статус общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

г) административно-правовой статус органов исполнительной власти;

д) административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений;

е) административно-правовой статус государственных служащих;

ж) различные вопросы организации и деятельности звеньев исполнительной власти.

4. По масштабу действия административно-правовые нормы классифицируются на:

а) федеральные нормы;

б) нормы субъектов РФ;

в) нормы местного самоуправления.

5. По объекту регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:

а) общие, регламентирующие наиболее важные стороны административного регулирования и имеющие широкое применение. Такие нормы направлены на все сферы и отрасли государственного управления;

б) межотраслевые, регламентирующие все или несколько отраслей государственного управления, имеющие при этом специальный характер. Например, административные нормы, имеющиеся в таможенном законодательстве;

в) отраслевые, регулирующие управленческие отношения, возникающие в определенных отраслях исполнительной власти.

6. По действию во времени:

а) срочные, для которых определен срок действия;

б) бессрочные, т.е. срок их действия не указан и они действуют до отмены компетентным органом.

Классификация административно-правовых норм может быть проведена и по другим основаниям.

Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Источники административного права: понятие и виды

Под источниками административного права необходимо понимать используемые государством официально-документальные формы выражения, закрепления и разъяснения административно-правовых норм, доведения их до сведения правоприменителей и иных заинтересованных лиц в целях обеспечения их реального действия.

Иными словами, источники административного праваэто исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т.е. общеобязательные формально определенные правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере.

Читать еще:  Ie некоторыми параметрами управляет системный администратор

В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов:

  • а) нормативные правовые акты;
  • б) нормативные публичные договоры;
  • в) судебные акты, признающие недействующими нормы административного права, и судебные акты, содержащие нормативное толкование действующих административноправовых норм.

Рассмотрим подробнее каждый из названных видов источников административного права.

Нормативные правовые акты

1.1. Законы

В соответствии с и. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим источниками административного права могут являться как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.

  • 1.1.1. Федеральные законы:
    • а) основные (конституционные) федеральные законы – это законы, определяющие наиболее общие основные начала (принципы) организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства в Российской Федерации, основы административного правопорядка. К числу таких федеральных законов относятся:
      • – Конституция РФ – устанавливает правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (гл. 1–4, 6 Конституции РФ);
      • – федеральные конституционные законы – регулируют организацию и осуществление административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (Федеральные конституционные законы: «О Правительстве Российской Федерации»; от 30.05.2001 № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»; от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении»);
    • б) обычные (текущие) федеральные законы – это законы, определяющие на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов систему и организацию работы федеральных административно-публичных органов, регулирующие их административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность в отдельных сферах функционирования государства и общества или по отдельным ее направлениям, а также особенности административного правопорядка в указанных сферах (например, Федеральные законы: от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»; от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» и т.п.). В числе обычных федеральных законов особо выделяются кодифицированные законы – кодексы. Единственным кодексом, который полностью состоит из норм административного права является КоАП. Кроме данного Кодекса административно-правовые нормы содержатся и в других кодексах, в частности в ЗК, Градостроительном кодексе, ЖК, ЛК, ВК, БК, НК, ТК, и регулируют вопросы организации и осуществления деятельности административно-публичных органов в соответствующих сферах функционирования государства и общества.
  • 1.1.2. Законы субъектов РФ:
    • а) основные законы субъектов РФ – это законы, определяющие наиболее общие правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, основы административного правопорядка в соответствующих субъектах РФ (конституции и уставы субъектов РФ, определяющие систему и правовые основы функционирования органов исполнительной власти этих субъектов РФ);
    • б) обычные (текущие) законы субъектов РФ – это законы, определяющие на основе конституций и уставов субъектов РФ систему и организацию функционирования административно-публичных органов, образуемых этими субъектами, а также регулирующие осуществление ими административно-распорядительной и административноохранительной деятельности в отдельных сферах функционирования соответствующих субъектов по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, определяющие особенности административного правопорядка на территориях соответствующих субъектов (например, законы субъектов РФ о правительстве, иных органах исполнительной власти, о государственной гражданской службе, об административной ответственности и т.п.).
1.2. Подзаконные нормативные правовые акты

Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) уполномоченными государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления в пределах их компетенции в целях конкретизации положений соответствующих законов, регулирующих вопросы организации и осуществления административно-распорядительной и административноохранительной деятельности, обеспечения административного правопорядка и создания необходимого правового механизма действия названных положений законов.

Все подзаконные нормативные правовые акты, являющиеся источниками административного нрава, можно подразделить на следующие виды.

  • 1.2.1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
    • а) нормативные указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»);
    • б) постановления Правительства РФ, утверждающие какие-либо правила, положения, регулирующие отношения в административно-правовой сфере (например, постановления Правительства РФ об утверждении положений о федеральных министерствах, о лицензировании отдельных видов деятельности, об утверждении правил дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и т.п.);
    • в) нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в форме приказов, инструкций, правил, положений, регламентов, уставов (например, административные регламенты, определяющие процедуру осуществления государственного контроля и надзора в отдельных сферах, порядок государственной регистрации транспортных средств, правила оборота оружия и т.п.);
    • г) нормативные правовые акты иных федеральных административно-публичных органов, не входящих в систему исполнительной власти Российской Федерации (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции Центральной избирательной комиссии РФ, положения и инструкции Центрального банка РФ).

Особое значение в механизме административно-правового регулирования имеют кодифицированные федеральные подзаконные нормативные правовые акты, на основе которых осуществляется правовая регламентация больших групп общественных отношений, возникающих в административно-правовой сфере. К числу таких кодифицированных актов можно отнести:

  • а) правила (например, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, Правила проведения технического осмотра транспортных средств и т.п.);
  • б) положения (например, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и т.п.);
  • в) уставы (например, Устав патрульно-постовой службы полиции, Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, уставы федеральных государственных учреждений и т.п.);
  • г) наставления (например, Наставление по техническому надзору ГИБДД МВД России и т.п.);
  • д) инструкции (например, Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в федеральных органах исполнительной власти и т.п.);
  • е) административные регламенты (например, Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования).

♂1.2.2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ:

  • а) нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ – высших должностных лиц субъектов РФ (указы и постановления Президентов республик и губернаторов);
  • б) нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (постановления Правительств субъектов РФ);
  • в) нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, департаментов, управлений и т.п.), если законодательством соответствующих субъектов им предоставлено право издания нормативных правовых актов.
  • 1.2.3. Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе:
    • а) нормативные правовые акты глав муниципальных образований, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной органам местного самоуправления федеральным законом или законом РФ;
    • б) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ;
    • в) нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований – глав местных администраций, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ.
  • 1.2.4. Подзаконные нормативные правовые акты иных административных органов (органов публичного управления), действующих с санкции государства, но под контролем административно-публичных органов
Читать еще:  Права локального администратора в домене

В качестве источников административного права могут рассматриваться не только нормативные правовые акты, издаваемые (принимаемые) государственными органами и органами местного самоуправления, но и нормативные правовые акты, действующие внутри государственных и муниципальных учреждений и регламентирующие осуществление внутреннего управления в этих учреждениях. К их числу можно отнести, например, уставы государственных высших учебных заведений, внутренние приказы руководителей этих учебных заведений, правила внутреннего распорядка и режима, действующие в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Данные локальные нормативные правовые акты, по сути, устанавливают публичные правила поведения широкого круга лиц, как работающих в этих учреждениях, так и пользующихся их услугами (студентов, больных, отдыхающих и т.п.).

Общая совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, может быть названа административным законодательством РФ.

Понятие и виды источников административного права шпаргалка

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы

Виды источников административного права:

1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации – содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

3. Законы (федеральные, конституционные, основы законодательства, а также законы субъектов Федерации) – регулируют различные вопросы в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и т. д.

4. Указы Президента РФ и нормативные правовые акты глав субъектов Федерации – определяют правовой статус федеральных органов исполнительной власти, которые находятся под руководством Президента РФ и глав субъектов Федерации (Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп.)).

5. Постановление Правительства РФ и нормативные правовые акты правительств (администраций) субъектов Федерации – утверждают различного рода правила и порядок осуществления той или иной деятельности в сфере управленческой деятельности (Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 330).

6. Нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления – регулируют различные сферы общественных отношений в соответствии с переданными государственно-властными полномочиями.

7. Публичные договоры – федеративные, административные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов и т. д.

Систематизация АП

Систематизация — упорядочение и совершенствование нормативного материала, сведение его в определенную систему.

Систематизация осуществляется в двух формах: в виде инкорпорации, консолидации кодификации.

Инкорпорация — административного законодательства — это внешняя обработка действующего и недействующего нормативно-правового материала и расположение его в определенном порядке.

Она проводится любыми органами или должностными лицами и не подлежит утверждению какими-либо органами. Инкорпорация призвана облегчить поиск нормативного материала и научных исследований в отрасли права, обеспечить эффективную подготовку специалистов (юристов). В инкорпорированные сборники может быть включено только действующее законодательство.

Кодификация — внешняя обработа нормативно-правового материала, размещение его в определенном порядке, но и пересмотр нормативных актов с целью устранения противоречий между ними, создания новых правовых норм, отвечающих задачам государства и потребностям практических органов на данном этапе развития страны.

Кодификация носит всегда официальный характер, поэтому ею могут заниматься только государственные органы.

Результатом кодификации является: пересмотр системы действующих нормативных актов, принятие новых, заменяющих множество ранее действовавших и обобщающих нормативный материал по тем или иным вопросам государственного управления, принятие новых кодексов.

Консолидация – деятельность того или иного органа гос. власти, имеющих целью объеденениеизданных этим органом нескольких нормативных актов в один. Деятельность относительно систематизации только тех норм админ. права, которые в свое время приняли соответствующий орган.

12. Административно-правовые отношения– общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегулированные административно-правовыми нормами.

Одна из сторон административно-правовых отношений принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой, поскольку наделена соответствующими государственно-властными полномочиями.

Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке — путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органа исполнительной власти.

В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность перед государством в лице его органов.

Виды административно-правовых отношений: по своему характеру — материальные и процессуальные; по характеру взаимоотношений участников этих отношений — вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов); по характеру порождающих их юридических фактов — отношения, порождаемые правомерными действиями и неправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое не правомерным действием — на реализацию ее санкции); по продолжительности действия — бессрочные, срочные и краткосрочные; по объему и месту в системе административно-правового регулирования — общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня.

Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 151 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector