Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономические и административные методы менеджмента

Административные методы менеджмента

Понятие методов менеджмента

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производ­ственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия.

В основу выбора и реализации методов менедж­мента могут быть положены следующие принципы:

1) принцип целенаправленности, т.е. применение методов должно побуждать работников к достижению определенной цели (или системы целей);

2) принцип реализуемости, т.е должна быть воз­можность разработки и осуществления мероприя­тий, позволяющих реализовать избранный метод уп­равления в соответствий с правовыми и социальны­ми нормами имеющимися ресурсами и технически­ми средствами;

3) принцип системности, т.е. применяемые методы должны представлять собой единую систему;

4) принцип динамичности, т.е. применяемые методы должны осуществляться в форме, позволяющей их из­менить в соответствии с ситуацией;

5) принцип эффективности, т.е. применение избран­ного метода должно обеспечивать достижение макси­мального социального и экономического результата при минимальных затратах на разработку и проведение мероприятий реализующих метод.

Методы менеджмента отличаются один от другого своей мотивационной характеристикой, т.е. тем, на акти­визацию каких мотивов поведения людей они ориентированы.

В соответствий с этим методы управления подраз­деляются на административные, экономические и со­циально-психологические.

Основным ограничением при выборе администра­тивных методов является необходимость их соответ­ствий правовым нормам, при выборе экономических методов — их соответствия экономическим законам, а при выборе социально-психологических методов — их соответствия морально этическим нормам.

Любой человек, вступая в производственный коллектив, при­нимает на себя определенные обязанности и ответ­ственность за качественное выполнение соответствую­щей работы и в известной мере ответственность за результаты работы коллектива в целом. Поэтому необ­ходима некоторая группа методов управления, с помощью которых определяются:

1) место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления;

2) их права, обязанности и мера ответственности;

3) способы координации их действий и взаимосвязи в процессе производства и управления и т.д.

Такими методами и являются административные (или организационно-распорядительные) методы управления, которые имеют следующие особенности:

1) оказывают прямое воздействиё на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязательности выполнения любо­го административного акта;

2) носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирования;

3) требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнением;

4) требуют не наилучшего решения проблем, а вы­полнения строго определенных действий.

Основные преимущества административных методов:

1) единственно эффективны в примитивных ситуа­циях;

2) позволяют установить строгую дисциплину про­изводственного и управленческого персонала;

3) обеспечивают выбранную технологию производ­ства и управления.

Основные недостатки административных методов:

1) не способствуют развитию творческого начала личности;

2) приводят к концентрации власти;

3) требуют обязательного оформления всех прини­маемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации;

4) часто негативно оцениваются персоналом.

Административные методы подразделяются на орга­низационные, ориентированные на использование в ти­пичных ситуациях (в свою очередь подразделяются на регламентирование, нормирование и инструктирование), распорядительные в дисциплинарные, которые ориен­тированы на использование в конкретных ситуациях.

Сущность регламентирования заключается в уста­новлении статуса и целей функционирования, полно­мочий, прав и ответственности, правил функциониро­вания и критериев оценки деятельности объекта рег­ламентирования.

В качестве объекта регламентирования может рас­сматриваться:

организация в целом (основной регламентирующий документ — устав организации);

структурное подразделение (основной регламентирующий документ — положение о подразделении или паспорт подразделения);

должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ — должностная инструкция или положение о должности);

отношения между организацией и персоналом (основные регламентирующие документы — правила внутреннего распорядка, правила приема на работу и уволь нений);

технология выполнения управленческих работ (основные регламентирующие документы — технология документооборота в организации и подразделениях).

Нормирование как метод управления использует нормы, имеющие конкретное числовое выражение, и нормативы, которые носят общий, типовой характериявляются основой для разработки норм.

Выделяют следующие основные виды нормирования:

численности, т.е. определения количества людей, не обходимых для выполнения определенной работы;

выработки и обслуживания, т.е. определения количества выполняемых производственных операций в единицу времени, количества единиц произведенной продукции, количества обслуженных клиентов или оказанных услуг за определенное время;

управления, т.е. определения количества подчиненных у одного руководителя;

расхода ресурсов, т.е. определения количества ресурсов, расходуемых, при выполнении какой-либо работы.

Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания. Соответственно выделяют следующие виды инструктирования: ознакомление, совет, объяснение, предостережение, разъяснение. По форме осуществления инструктирование подразделяют на устное и письменное, индивидуальное и коллективное.

Распорядительные методы применяются при необходимости вмешаться в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Они осуществляются в следующих формах:

приказа — документа, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки выполнения заданий, указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, а также определено должностное лицо, осуществляющее контроль за исполнением заданий; издает приказ руководитель организации или должностное лицо, которому делегированы соответствующие полно­мочия;

постановления, которое принимается на уровне все­го предприятия совместно администрацией и обществен­ными организациями;

распоряжения — устного или письменного тре­бования к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов (издаются, как правило, функциональными руково­дителями или линейными руководителями средне­го уровня);

указания, которое осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления.

Дисциплинарное воздействие применяется в случае невыполнения работни­ком своих функциональных обязанностей. Право на его осуществление имеет только руководитель, выступаю­щий в роли работодателя.

Экономические методы менеджмента.

Материальная мотивация используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций (штрафов) за несо­ответствующее его качество и недостаточное количе­ство. При этом используется как индивидуальная, так и коллективная материальная заинтересованность. По­этому экономические методы управления, с одной сто­роны, должны стимулировать деятельность предприя­тий независимо от формы собственности, направлен­ную на удовлетворение потребностей общества; с дру­гой стороны, они должны служить стимулом для пер­сонала этих предприятий.

С этой точки зрения можно выделить три уровня применения экономических методов управления:

первый уровень — управление предприятием со сто­роны государства; основными экономическими мето­дами этого уровня являются налогообложение, госза­каз и финансирование;

второй уровень — управление структурными под­разделениями предприятия; основными экономичес­кими методами, применяемыми на этом уровне, явля­ются внутрипроизводственный хозяйственный рас­чет и налогообложение;

третий уровень — управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.

Из сказанного следует, что наиболее универсальным экономическим методом управления является налогообложение. С его помощью государство может, меняя ставки налогов, регулировать активность как юридических, так и физических лиц, стимулируя этим развитие определенных отраслей и отдельных предприятий, привлекая туда капиталы и квалифицированный персонал.

Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для предприятия обусловлена гарантированным сбытом произведенного.

Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.

Исходными положениями внутрипроизводственного хозяйственного расчета являются:

закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;

разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Экономическая мотивация персонала. При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального стимулирования персонала, являются:

1) индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда;

2) наличие единой системы формирования индиви­дуальных материальных вознаграждений.

Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих:

1) прямое материальное вознаграждение, включаю­щее заработную плату, премии (или бонусы), участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные (или социальные) выплаты;

4) выплачиваемые налоги.

К дополнительным материальным стимулам отно­сятся:

1) возможность использовать оборудование пред­приятия в личных целях по льготным ценам (напри­мер, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.);

2) субсидии на питание;

3) скидки при покупке товаров своего предприя­тия;

4) помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей;

5) предоставление возможности обучения на раз­личных курсах предприятия;

6) возможность получения льготных кредитов;

7) возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);

Читать еще:  Основатель административной школы

8) предоставление различных страховок;

9) предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полнос­тью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику);

10) пенсионное обеспечение.

Кроме удержания и привлечения необходимых ра­ботников дополнительные выплаты помогают предпри­ятию приспособиться к налоговой политике государ­ства. При этом в ряде зарубежных компаний все боль­шую роль начинает играть принцип гибких социальных выплат, когда, во-первых, расширяются полномочия са­мих работников в определении перечня выплат при их суммарном ограничении; во-вторых, выплаты рас­пространяются не только на работников, но и на чле­нов их семей; в-третьих, суммарные социальные выплаты будут больше, если на предприятии работает не­сколько членов одной семьи.

Административные методы менеджмента

Тема Методы управления

2.1 Административные методы менеджмента.

2.2 Экономические методы менеджмента.

2.3 Методы социально-психологического воздействия в управлении.

Административные методы менеджмента.

Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Они применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Выделяют следующие методы управления:

Организационно-административные (административные) методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

Различают пять основных способов административного воздействия:

— материальная ответственность и взыскания,

— дисциплинарная ответственность и взыскания,

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий. Те предприятия, которые не довели воздействия до стандартов и регламентов, нуждаются в постоянном оперативном распорядительном воздействии, и на них, предположительно, будут хуже конечные результаты производства.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования. К известным способам распорядительного воздействия следует отнести приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание). Приказ обычно состоит из пяти частей: констатация ситуации или события, меры по устранению недостатков или обеспечению административного регулирования, выделенные ресурсы для реализации решения, сроки исполнения решения, контроль исполнения.

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение может содержать все перечисленные выше части приказа и так же, как и приказ, обязательно для исполнения перечисленными в нём подчинёнными. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений “руководитель-подчинённый”. Кроме того, при их реализации выше степень исполнения решений.

Инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа подчинённого повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Невыполнение работником трудовых обязанностей существует тогда, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. Если же работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей (отсутствие нормальных условий труда, недостаточная квалификация для выполнения порученной работы и др.), то он не может быть привлечён к дисциплинарной ответственности. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий: неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей; противоправные действия или бездействие работника; нарушение правовых норм по вине работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке регресса возложена обязанность возместить этот ущерб предприятию в пределах, предусмотренным гражданским законодательством. Чаще всего к видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие случаи: уничтожение или порча имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный простой на предприятии по вине работника и др. Материальная ответственность может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность и взыскания применяются в случаях совершения административных правонарушений. Различают такие виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация или возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия.

Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Вопрос

Понятие и классификация методов менеджмента

Реализация рассмотренных ранее функций и приёмов управления осуществляется путём применения различных методов.

Метод управленияэто совокупность приёмов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения, в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на объект управления (фирма, отдел, подразделение, компания).

Содержаниеэто специфика приёмов и способов воздействия.

Читать еще:  Права локального администратора

Организационная формавоздействие на конкретно сложившуюся ситуацию.

Методы управления классифицируют в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает по сути административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Направленность методов управления всегда одна и та же – на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определённым образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим выделяют:

−организационно-административные методы, основанные на прямых директивных указаниях;

−экономические, обусловленные экономическими стимулами;

−социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

Вопрос

Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления.

К организационно-административным методам относятся: прямое административное указание, дисциплина, нормы, взыскания, поощрения, базирующиеся на отношениях власти и подчинения. Эффективное администрирование предполагает чёткое определение функций, структуры, прав и обязанностей, наличие положения о подразделениях организации, трудовую дисциплину, компетентность руководителей и специалистов.

В России переход к рыночным отношениям сопровождался снижением дисциплины; нередки случаи безответственности и безнаказанности руководителей и исполнителей. В деле оздоровления российской экономики свою роль должны сыграть наряду с другими методами и организационно-административные.

Административные методы ещё называют методами властной мотивации. Они ориентированы на прямое принуждение людей к определённому поведению и достижению заданной результативности, поощряя исполнительность. Административные методы управления сковывают инициативность, в этом проявляется их ограниченный характер.

Экономические методы предполагают не прямое, а косвенное воздействие на объект управления. Они базируются на непосредственной зависимости материальной обеспеченности человека от результатов его деятельности. Их конкретными формами являются: хозрасчёт, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распоряжении фондами, прибылью, заработной платой.

На сегодняшний день в России, как правило, преобладают материальные поощрения и штрафные санкции. Но материальное стимулирование в виде премий не всегда соответствует личному вкладу работника, так как распределение премий часто происходит согласно окладу.

Социально — психодогические методы. Способности людей наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повыситься, если создан производственный коллектив, где существуют творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку.

Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленных на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов.

Психологические методы основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов – это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения.

Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворённости трудом в коллективе, в воспитании и многом другом.

Вопрос

Самоменеджмент.

В книге Л. Зайверта «Ваше время в ваших руках» самоменеджмент определяется как последовательное и целенаправленное применение в повседневной практике испытанных методов работы для оптимального использования своего времени.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать собственные возможности для преодоления внешних обстоятельств, как на работе, так и в быту.

Самоменеджмент представляет собой методы решения следующих задач: постановка целей, планирование, принятие решений, реализация и организация деятельности, контроль результатов, рационализация информационных и коммуникационных процессов.

Рассмотрим такую задачу, как постановка целей. От правильности выбора и формулировки целей зависит результат всей работы.

Следует отличать цель от действий. Цель и действие соотносятся между собой как результат и процесс его получения.

При постановке цели важно точно знать: чего; когда; в каких масштабах необходимо достичь.

Существует как минимум три вида важнейших целей, которые человек планирует в процессе своей жизни:

−долгосрочные жизненные цели (чего вы хотите достичь в жизни);

−среднесрочные цели (чего вы хотите достичь в ближайшие 5 лет);

−краткосрочные цели (чего вы хотите достичь уже в этом году).

Все жизненные цели следует разделить на личные (семейные) и профессиональные.

Процесс постановки целей предполагает проведение ситуационного анализа, позволяющего выявить свои возможности, сильные и слабые стороны, четко представить свои способности, профессиональные знания, навыки и т. д.

Л. Зейверт приводит ситуационный анализ, включающий четыре этапа:

1) получение информации для анализа

2) составление личного баланса успехов и неудач

3) выявление сильных и слабых сторон

4) анализ «цель-средство».

Следующая задача планирование, которое призвано обеспечить рациональное использование времени в процессе достижения сформированных целей.

Планирование любой работы должно осуществляться заблаговременно, а сам процесс планирования – четко отработан, и не занимать много времени.

Мы рассмотрим метод «Альпы», который применяется для составления плана дня.

Главными стадиями этого метода по Л. Зейверту является:

−составление перечня заданий;

−оценка длительностей отдельных работ;

−резервирование времени (только 60% времени должно быть охвачено планом);

−принятие решений по приоритетам и перепоручению;

−контроль (учет сделанного).

Свои планы надо постоянно перепроверять и корректировать для выявления невыполнимости поставленных задач или нереальности назначенных сроков. В деловой практике используют деловые дневники.

Следующей задачей самоменеджмента выступает принятие решений. Сущность принятия решений заключается в установке приоритетных целей, выборе первоочередных задач и дел.

В задачи самоменеджмента входит и контроль. Различают контроль процесса деятельности и контроль результатов деятельности.

В конце рабочего дня необходимо контролировать и фиксировать не только выполнение поставленных задач, но и личную ситуацию — самочувствие, настроение, результаты контактов с другими людьми.

Связующим элементом всех задач самоменеджмента являются коммуникационные и информационные процессы.

Более подробно этот вопрос рассматривается в следующей теме, мы остановимся лишь на рациональном подходе к получению и передачи информации путем рационального чтения.

Все методы рационального чтения можно разделить на три группы в зависимости от того, используются ли они до, во время или после самого процесса чтения.

1. Методы «до чтения» призваны определить, какие части соответствующего текста могут представить интерес точки зрения личных и профессиональных целей, а какие – нет.

2. Методы «во время чтения» помогают извлечь максимум информации и сберечь время

3. Методы «после чтения» обеспечивают лучшее усвоение материала.

Методы менеджмента

Сущность и виды методов менеджмента

Осуществление функций менеджмента реализуется па основе использования особого инструментария, который включает различные методы.

— это комплекс способов и приемов воздействия на объект управления, результатом которого является выполнение поставленных компанией целей.

Слово «метод» греческого происхождения. В переводе обозначает способ достижения какой-либо цели. Основное содержание управленческой деятельности отражено в методах менеджмента. Характеризуя данные методы, важно раскрыть их содержание, организационную форму и направленность.

Направленность методов менеджмента отражается в ориентации на систему (объект) управления (компания, подразделение, отдел, фирма и т.д.).

Содержание характеризует специфику способов и приемов воздействия.

Организационная форма — влияние на конкретную сложившуюся ситуацию. Данная ситуация может иметь прямую форму (непосредственное воздействие) либо косвенную (постановка задачи и организация стимулирующих условий).

Практическая деятельность в менеджменте построена на комбинировании ряда методов; как правило, параллельно используются несколько методов и их сочетания. Классификация методов менеджмента является предметом дискуссий, как и многие другие составляющие науки управления.

Как уже было сказано, характеристики методов, обуславливают их многообразие, для более удобного изучения и применения в практике управления разрабатывают классификации менеджмента.

Методы менеджмента разделяются на общие и конкретные.

При этом общие методы относятся к системе управления в целом, без разделения на зоны функционирования, они не предназначены для решения каких-то узких задач.

К группе общих методов относятся:

  • административные,
  • экономические
  • социально-психологические методы.

Кроме того, существует три группы конкретных методов управления, которые направлены как раз таки на решение задач из какой-то определенной области. К ним относятся:

  • методы управления функциональными подсистемами,
  • методы реализации функций управления,
  • методы принятия управленческих решений
  • методы, направленные на решение конкретной проблемы.

По характеру воздействия методы управления бывают формальные и неформальными, а по направленности воздействия прямыми и косвенными.

Методы прямого воздействия подразумевают воздействие на объект управления, предполагающее конкретный результат (например, директор приказал сотрудникам сдать отчеты до конца недели). Косвенные методы, в свою очередь, лишь создают условия для достижения работниками поставленных целей.

Формальные и неформальные методы соотносятся со стилем управления в организации, и указывают на тот стиль поведения, который выбрал руководитель, так, руководитель может воздействовать на подчиненных с помощью формальной власти (приказов, инструкций, указаний) или же посредством установления неформальных контактов.

Читать еще:  Ultraiso требует права администратора

Экономические, административные и социально-психологические методы менеджмента

Некоторые авторы разделяют методы управления в зависимости от их содержания, организационной формы и направленности, что отражает, по сути, административное, социальное и экономическое воздействие на управляемую систему. Другие авторы характеризуют их по приемам и способам воздействия. Но в каждом случае методы управления рассматриваются как дополняющие друг друга составляющие и находящиеся в динамическом постоянном равновесии. При этом цель методов менеджмента всегда устойчива — они направлены всегда на людей, которые осуществляют различные виды трудовой деятельности.

Необходимо учитывать, что в каждом конкретном методе менеджмента определенным образом взаимодействуют (сочетаются) и организационная форма, и направленность, и содержание. В связи с этим выделяют следующие методы управления:

  • экономические, обусловленные одноименными стимулами;
  • организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
  • социально-психологические, которые применяются с целью повышения социальной активности персонала.

На рисунке 1 представлено графическое представление методов менеджмента в их содержательном наполнении.

Рисунок 1 – Методы менеджмента

Административные методы предполагают воздействие на организационные отношения посредством различных инструментов. В основе этого метода лежит безвозмездное отношение субъекта и объекта управления, прямое воздействие на волю исполнителей путем управленческих команд, обязательных для нижестоящих органов. Одна и та же работа может выполняться в различных организационных условиях: жестокого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, допустимых границ деятельности. Выбираются самые эффективные (по какому-то условию) или оптимальные.

В экономических методах отражается система материального стимулирования труда. Исходя из этого, можно сделать вывод, что система экономических методов в организации представлена системой денежных и неденежных стимулов.

Социально-психологические методы менеджмента базируются на выявлении и учете психологических особенностей работников, а также поведения коллектива организации в целом. Данная группа методов воздействует на сознание коллектива организации с помощью различных социологических и психологических приемов.

В заключении представим характестику методов по следующим критериями:

  • основа применения,
  • направленность,
  • основные требования к персоналу (таблица 1).

Таблица 1 — Сравнительная характеристика методов управления

Научная электронная библиотека

Цыпленкова М В, Моисеенко И В, Гуремина Н В, Бондарь Ю А,

1.5. Методы менеджмента

Метод управления организацией– это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methods), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. С помощью методов управления воплощается, реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Методы управления являются наиболее подвижными и активными элементами системы управления, носят альтернативный характер и направлены на реализацию целей и принципов управления. Они связаны с содержанием труда работников аппарата управления и в своей совокупности представляют сложную систему.

По своему содержанию можно выделить 4 основные группы методов управления, представленных в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Виды методов менеджмента

– распорядительство (приказ; распоряжение; устные указания; резолюция)

– постановка общих целей

– создание условий для самостоятельной деятельности

– формирование системы экономических стимулов

– социальные (пропаганда; моральное стимулирование; привлечение работников к управлению; методы обучения)

– психологические (методы отбора и подготовки кадров; методы гуманизации труда; методы формирования рабочих групп)

Разница между административными, экономическими и социально-психологическими методами управления показана в табл. 1.5.

Сущность организационных методов менеджмента заключается в том, что перед началом любой деятельности необходимо произвести ряд действий по её организации: выработка нормативов и регламентов; создание проектов; определение методик и правил конкретных действий и т.д. Применение организационных методов, изначально, создает основу деятельности. Они считаются пассивными и составляют базу для применения активных групп методов – административных, экономических и социально-психологических.

Таблица 1.5

Административные, экономические и социально-психологические методы управления

Экономические (побуждение и принуждение)

Возможность увеличить доход

Достижение психологического комфорта

Подходы
к реализации

Адаптивные к ситуации

Адаптивные к личности

Требования
к субъекту

Профессионализм, умение работать в команде, инициативность

С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Данные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, прежде всего в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.

Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к администрации, дисциплинированность и тп.

Административные методы менеджмента реализуются через распоряжения, которые по форме могут быть следующими:

> приказ – это письменное или устное распоряжение руководителя, направленное на решение конкретной задачи, которое предписывает, что, когда, кому следует сделать. При этом, обычно, четко определяется ответственность исполнителя. Приказ должен быть надлежащим образом оформлен и соответствовать нормам административного права, иначе он не является правомерным в юридическом отношении;

> распоряжение – управленческая команда руководителя, направленная на решение частных вопросов. Как правило, распоряжение используется для конкретизации задач в рамках отдельных структурных подразделений;

> устные указания – постоянное распорядительное воздействие руководителя по разъяснению конкретных задач;

> резолюция – распоряжение руководителя, зафиксированное в документе.

Необходимое условие успешного применения методов распорядительного воздействия – выбор для каждого конкретного случая оптимальной формы их реализации. Даже самое обоснованное с точки зрения содержания распоряжение может не принести к ожидаемому результату, если оно будет неправильно воспринято теми, кому предстоит его выполнять.

Таким образом, административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины, ответственности.

Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, такие методы себя изживают.

Успешному решению производственных задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных способов деятельности и принятии на себя ответственности за их результаты. Такие методы начали внедряться в начале XX в. во многом благодаря усилиям Ф. Тейлора.

Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности. Однако, экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, так как для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.

Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. XX столетия как ответ на потребности интеллектуальных людей в удовлетворении работой. Данные методы представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, протекающие внутри его. Эти методы предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности [36]:

1. Создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие открытых и благожелательных отношений между его членами;

2. Раскрытие личных, индивидуальных способностей каждого сотрудника, оказание помощи в его совершенствовании, что имеет целью максимальную самореализацию человека в своей повседневной деятельности.

Известны две группы социально-психологических методов: социальные (пропаганда, моральное стимулирование, привлечение работников к управлению, методы обучения) и психологические (методы профессионального отбора и подготовки кадров, методы гуманизации труда, методы формирования рабочих групп на основе психологической совместимости).

Примерами методов социально-психологического воздействия могут быть регулярные производственные совещания (как форма участия трудящихся в управлении), убеждение как способ формирования личности и воспитания, организация социального развития коллектива, экономическое соревнование, критика и самокритика, различного рода ритуалы и обряды.

В современном цивилизованном обществе все более широко применяются правовые методы управления. Их суть состоит в том, что деятельность работников регулируется посредством юридических и нормативных актов, определяющих границы и правила самостоятельных действий.

Используемые в практической деятельности методы управления являются, как правило, комплексными, т.е. они учитывают одновременно экономический интерес, моральное и материальное стимулирование, социально-психологические факторы. При этом отдельные методы как бы дополняют друг друга в конкретных ситуациях. Менеджеры всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, делать правильный выбор и применять именно те методы, которые в данных конкретных условиях являются наиболее эффективными.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector