Newcomposers.ru

IT Мир
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Акты административного права

Административно-правовые акты: понятие, признаки, юридическое значение, виды

Административно-правовой акт — это юридический акт, регулирующий определенные общественные отношения или разрешающий конкретное управленческое дело, персонально определяющий поведение адресата, обладающий властным, творческим характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой.

Признаки:

1. Имеют юридическую природу правовой формы исполнительно-распорядительной деятельности.

2. Обладают государственно-властным характером и обязательны для исполнения в отношении того круга лиц, кому они адресованы.

3. Исполнение акта управления гарантируется, а при необходимости и обеспечивается принудительной силой государства.

4. По своей юридической силе имеют подзаконный характер. Это означает, что они могут быть изданы уполномоченным на это должностным лицом или органом исполнительной власти, а также органом местного самоуправления (юридически нет, но фактически — да) в соответствии и на основании Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов с целью обеспечения их исполнения.

5. Они устанавливают обязательные правила поведения либо регулируют конкретные отношения. Выполнение содержащихся в них предписаний влечет за собой наступление определенных юридических последствий — возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

6. Они должны носить творческий характер, поскольку содержащиеся в них предписания направлены на оптимальное решение управленческих вопросов. Для достижения этого требования необходимы творческий подход, предвидение, осмотрительность, учет и глубокий анализ фактических данных.

7. Административно-правовые акты управления издаются в одностороннем порядке. При издании межведомственных управленческих актов следует говорить о выражении коллективной воли субъектов управления.

Виды:

1. По юридическим свойствам — нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера.

Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Индивидуальные акты не содержат норм права. Их содержание направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, вопроса управления. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Это наиболее распространенный вид административно-правовых актов, посредством которых оперативно решается большое количество вопросов и дел, возникающих в процессе осуществления управления.

Правовые акты управления общего значения — приказы, постановления, распоряжения, как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.).

Акты смешанного характера содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам либо содержат и общие требования. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

2. По сроку действия — с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.

3. По органам, издающим правовые акты государственного управления, они делятся на следующие: указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации); постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции — Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации); приказы — издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах. По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

4. По территории действия они делятся на: акты, действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации; акты, действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.); межтерриториальные акты (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях); локальные.

5. По характеру компетенции они делятся на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления издаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главы администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России — Правила дорожного движения. ). Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п

Понятие, особенности и виды нормативных административно-правовых актов

Определение и признаки нормативного административно-правового акта

В качестве нормативного административно-правового акта понимается вид нормативно правового акта, который принят субъектом, имеющим правотворческую компетенцию и который устанавливает нормы административного права и обеспечивает контроль отношений в обществе, касающихся направления структуры и осуществления деятельности государственной администрации, а также ее юрисдикции.

Исходя из того, что для нормативно-правовых актов свойственно устанавливать структуру норм права, иные средства правового контроля должны включать в себя дух права и значимые социально-нравственные ценности. Их определяют как источники и формы права.

Существует ряд признаков нормативных административно-правовых актов:

  • для них характерна юридическая природа правового вида исполнительно-распорядительной деятельности;
  • для них характерно иметь государственно-властный окрас, помимо этого они подлежат обязательному исполнению относительно тех лиц, кому они адресуются;
  • данный вид актов гарантировано исполняется, а в ряде случаев их исполнение осуществляется при использовании принудительной силы государства;
  • юридическая сила данных актов имеет подзаконный окрас. Это говорит о том, что есть вероятность их издания уполномоченными на это должностными лицами или органами исполнительной власти, или же органами местного самоуправления. Их издание происходит на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов, для того чтобы обеспечить их осуществление;
  • для данного вида актов свойственно устанавливать обязательный свод правил поведения или контролировать определенные отношения. При выполнении включенных в них предписаний приводит к наступлению конкретных юридических последствий. Речь идет о возникновении, изменении или прекращении административно-правовых отношений;
  • для данного вида актов свойственно иметь творческий подход, так как предписания, которые в них включены, необходимы для оптимального решения управленческих вопросов. А осуществить данное требование представляется возможным при использовании творческого подхода, предвидения, осмотрительности, учета и глубокого анализа фактической информации;
  • как правило, административно-правовой акт издается в одностороннем порядке.

Одна из основных функций такого типа актов – это регулятивная функция административного права. Акты данного типа включают ряд административно-правовых норм, которые регулируют управленческие отношения в обществе одного типа, при помощи установки конкретных норм корректного поведения в государственном управлении, которые рассчитаны на долгосрочное применение. Помимо этого они не имеют определенного адресата.

Субъекты, имеющие правотворческую компетенцию в принятии нормативных административно-правовых актов

Следует отметить, что правотворческая компетенция в принятии актов данного типа присуща:

  • органам законодательной власти РФ;
  • Президенту РФ;
  • Правительству страны, а также другим исполнительным органам государственной власти страны;
  • законодательным, исполнительным органам субъектов РФ;
  • исполнительным и представительным органам местного самоуправления;
  • администрации государственных органов и компаний.

Многие нормативно-правовые акты, содержащие нормы административного права и иных правовых направлений, имеют тесную связь с правотворческой практикой. Речь идет о конституционном, гражданском, трудовом, финансовом и налоговом праве. Такие акты называются смешанными.

Смешанным актом является Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Так, данный Закон содержит и нормы конституционного и административного права. По этой причине его можно назвать конституционным и административно-правовым нормативным актом.

Ключевые правовые положения, которые определяют содержание правотворческой компетенции субъектов на принятие нормативных административно-правовых актов, содержатся в Конституции РФ. Особое внимание необходимо отвести двум:

  • для административного и административно-процессуального законодательства свойственно находится в совместном ведении РФ, а также ее субъектов;
  • осуществление собственного правового контроля, в частности принятие законов, а также других нормативно-правовых актов свойственно для совместного ведения РФ и ее субъектов республики, областей, городов, имеющих федерального значение, автономных областей и округов.

Основания для классификации нормативных административных правовых актов

Нормативно-правовые акты в РФ являются ключевыми, ведущими источниками права.

Читать еще:  Как запустить без прав администратора

Классификация нормативных административных правовых актов происходит на основе самых различных оснований. Среди основных можно выделить структуризацию предмета административно-правового регулирования, а также типы субъектов, которые приняли данные акты.

Более подробная информация об отношениях схемы массива нормативно-правовых актов с предметом контроля содержится в рубриках раздела «Основы государственного управления».

Помимо этого существует классификация нормативных административных правовых актов на основе правового вида актов и структурной формы системы правотворческих субъектов.

Существует несколько видов нормативных административно-правовых актов. Речь идет о законах и подзаконных актах.

Под законом понимается нормативный акт, который обладает высшей юридической силой. Принимает его в определенном порядке высший представительный орган государственной власти или же народ. Закон регулирует самые значимые общественные отношения.

Когда мы говорим об особом порядке, то подразумеваем законотворчество. Если классифицировать законы по юридической силе и предназначению, то можно выделить конституционные и обыкновенные законы. Для конституционных законов свойственно закреплять основы общественной и государственной структуры и определять ключевые правовые начала действующего законодательства в целом. В основе принятия обыкновенных законов лежат конституционные законы. Обыкновенные законы важны для регулирования разных направлений в общественной жизни. При классификации законов по действию, выделяются постоянные, временные и чрезвычайные законы.

Помимо этого, так как Россия является федеративным государством, в ней существует ряд федеральных законов, а также законы субъектов. Система законодательства состоит из действующих законов. Согласно высшей юридической силе ни один правовой акт не может вступать в противоречие с законом. Также для правового акта не представляется возможным вносить изменения в иные правовые акты или же осуществлять их отмену. Структура закона служит основой для первичных норм, которые в ряде ситуаций могут получить конкретизацию или же развитие в подзаконных актах.

Принятие подзаконного правового акта происходит органом государственной власти в рамках его компетенции. В большинстве случаев, в основе лежит закон. Важно отметить, что для подзаконного акта необходимо соответствовать закону.

Важно знать, что в качестве источника права в РФ и многих других странах мира выступает нормативный договор. Коллективный договор и соглашение – одни из самых распространенных видов нормативных договоров.

Сегодня в Российской Федерации нет федерального закона, который бы служил в качестве регламентирования общих правил создания, принятия, введения в работу, публикации и отмены актов данного типа.

Нормативные правовые акты по курсу «Административное право»

Перечень действующих законов, указов, постановлений и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы административ­ного права, актов, которые обобщенно еще именуются актами административного законодательства – весьма широк. Множественность актов административного законодательства, обусловлена разнообразием административно-уп­равленческих отношений, которые складываются в процессе каждодневного осуществляемого в стране государственного управления многообразными сферами, отраслями, подотраслями и конкретны­ми видами деятельности людей в обществе – экономической (хо­зяйственной), социально-культурной, административно-политиче­ской и т.д.

Административное законодательство динамично и обширно, поскольку динамична постоян­но меняющаяся реальная социально-экономическая жизнь людей в об­ществе, сообразуясь с которой по необходимости меняется всеохватывающая и разнообразная во множестве сфер административно-управленческая деятельность. В этих условиях необходимо активно изучать и соответствующие акты административного законодательства.

В помощь студентам, изучающим администра­тивное право, ниже приводится систематизированный перечень-указатель действующих актов административного законодательства.

В него включены далеко не все действующие акты, содержащие нормы административного права, а лишь те из них, необходимые сведения о которых, сообразуясь с учебными целями, рекоменду­ется студентам использовать, в особенности, при подготовке пись­менных учебных работ.

Предлагаемый перечень дает возможность студенту: во-первых, реально увидетьдовольно обширный комплекс актов административного за­конодательства в рамках учебной программы и составить правиль­ное представление о его системе и содержании; во-вторых, дополнительно получить обстоятельную правовую информацию, суще­ственно дополняющую учебник, способствующую глубокому уяснению теоретических положений; в-третьих, вполне осмысленно выбрать тему курсовой или дипломной работы, поскольку соответствующие право­вые акты в перечне систематизированы, применительно к учебной программе, в логической последовательности по опреде­ленным теоретическим проблемам и правовым институтам, которые чаще других избираются студентами в качестве тем курсовых и дипломных работ; в-четвертых, этим перечнем можно пользоваться в течение относительно продолжительного времени как надежным справочно-информационным источником в области административного законодательства. Необходимость в этом постоянно возникает у студентов, аспирантов и преподавателей, словом, у всех, кто интересуется административным законодательством.

В то же время необходимо постоянно следить за изданием но­вых правовых актов, вносить соответствующие кор­рективы в данный перечень и учитывать их при пользовании учеб­никами и учебными пособиями, при обсуждении вопросов на се­минарских занятиях, а также при сдаче зачетов и экзаменов. В данном пособии в конце наименования каждого пра­вового акта указывается его «адрес» — дается ссылка на официаль­ный источник его опубликования, например, «СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5717». Однако во многих случаях в нормативные акты внесены изменения и дополнения, что также отмечается в перечне. При этом ссылки на СЗ РФ, в которых последние опубликованы, не делаются.

УКАЗАТЕЛЬ ПРАВОВЫХ АКТОВ К ПЕРВОЙ (ОБЩЕЙ) ЧАСТИ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005).

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ,1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005);

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 1, 2);

Трудовой кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ. 2002, № 1(ч.1), ст. 3);

Земельный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2001, № 44, ст. 4147);

Градостроительный кодекс РФ, с изм. и доп (СЗ РФ, 2005, № 1 (ч.1), ст. 16);

Гражданский кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ: 1994, № 32, ст. 3301; 1996,.№ 5, ст. 410; 2001, № 49, ст. 4552; 2006, № 52 (ч. 1) ст. 5496);

Налоговый кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ: 1998, № 31, ст. 3824; 2000, № 32, ст. 3340);

Уголовный кодекс РФ, с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954);

иные федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации на усмотрение студента.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

Конвенция о защите прав человека и основных свобод и Прото­колы к ней (СЗ РФ, 2001, № 2, ст. 163). Конвенция ратифицирована РФ 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ (СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1514);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2002, № 22, ст. 2031);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2002, № 30, ст. 3032);

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2006, № 30, ст. 3285);

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2006, № 19, ст. 2060);

Читать еще:  Как сделать user администратором

Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с изм. и доп. (СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2485);

Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, №32, ст.1227);

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», с изм. и доп. (ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 423);

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», с изм. и доп. (ВСНД и ВС, 1993, №12, ст. 425);

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (СЗ РФ, 2011, N 48 ст. 6725);

Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (СЗ РФ, 2012, N 53 (часть I) ст. 7597);

Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1996, № 34, ст. 4029);

Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, №19, ст. 685);

Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федера­ции», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 9, ст. 1011);

Указ Президента РФ от 22 мая 2004 г. № 662 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 21, ст. 2025);

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. № 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, № 8, ст. 838).

Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (СЗ РФ, 2012, № 52 ст. 7477);

Указ Президента РФ от 17 февраля 2010 г. N 201 «Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, N 8 ст. 838);

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713» (СЗ РФ 09.02.1998, № 6, ст. 783).

Административно-правовой статус органов

Исполнительной власти

Конституция Российской Федерации;

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1997, № 51, ст. 5712);

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005);

Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» с изм. и доп. (СЗ РФ, 1999, №2 ст. 231);

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2010, № 31, ст. 4179)

Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», с изм. и доп. (ВСНД и ВС РФ, 1993, № 19, ст. 684);

Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 13, ст. 1188);

Положение об Администрации Президента РФ, утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 № 490, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 15, ст. 1395);

Положение о Государственно-правовом управлении Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 28 мая 2004 года № 699, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 22, ст. 2147);

Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года № 849, с изм. и доп. (СЗ РФ, 2000, № 20, ст. 2112);

Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 11, ст. 945);

Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2012, №22 ст. 2754);

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2008, № 20, ст. 2290);

Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2007, № 27, ст. 3256);

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2004, № 23, ст. 2313);

Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. № 725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005,. № 50, ст. 5311);

Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 года № 30 «О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 4, ст. 305);

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 31, ст. 3233);

Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)», с изм. и доп. (СЗ РФ, 2005, № 47, ст. 4933);

Устав города Москвы от 28.06.1995, с изм. и доп. (Вестник мэрии Москвы. 2001. № 18);

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 № 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 6, ст. 866);

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2006 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» (СЗ РФ, 2006, № 50, ст. 5371);

Решение Верховного Суда РФ от 15.02.2007 № ГКПИ06-1355 «О признании недействующим абзаца третьего пункта 108 Регламента Правительства РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260» (Бюллетень Верховного Суда РФ, № 5, май, 2008).

Окраина

Понятие и виды правовых актов управления

Правовой акт управления (административный акт) – одностороннее, основанное на законе юридически властное требование органа власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение норм административного права, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов исполнительной власти.

Основные черты правовых актов управления

  • Правовой акт управления – юридически властное волеизъявление органа государственного управления или его должностного лица;
  • Правовой акт управления имеет подзаконный характер;
  • Принимается в одностороннем порядке;
  • Устанавливает обязательные правила поведения субъектов в сфере государственного управления.
Читать еще:  Источники административного правонарушения

Требования, применяемые к акту управления

  • Целесообразность административного акта;
  • Законность (наличие компетенции на принятие соответствующего акта, соответствие законодательству в общем, соблюдение процессуальных правил издания);
  • Организационные требования (соблюдение грамматических норм, структура документа)
    и др.

Виды правовых актов управления

По юридическим свойствам актов управления:

  • Нормативные – акты правления, которые устанавливают, изменяют или отменяют юридические нормы, то есть содержат общие правила, не обращенные к конкретным лицам. Нормативные акты могут издавать органы исполнительной власти различного уровня (постановления правительства).
  • Индивидуальные – юридические акты, направленные на возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, носящие правоприменительный характер, издающиеся в отношении определенных указанных в акте лиц. Такие акты решают конкретные административные дела (приказ о назначении на должность, постановление о наложении административного взыскания)
  • Смешанные акты управления – акты, в которых содержатся нормы права и правоприменительные решения одновременно

По органу, издавшему акты:

  • Указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства
  • Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.)
  • Акты органов исполнительной власти субъектов

По юридической силе:

  • Акты президента
  • Акты правительства
  • Ведомственные акты

По территории действия:

  • Федеральные акты
  • Акты субъектов федерации

По порядку принятия:

  • Акты принятые коллегиальным органом
  • Акты принятые единолично

По характеру компетенции:

  • Общей компетенции
  • Межотраслевой компетенции
  • Отраслевой компетенции

Процедуры подготовки, издания, реализации и вступления в силу правовых актов управления

Создание правового акта управления осуществляется с помощью следующих стадий:

  • Подготовка проекта правового акта управления – на этой стадии определяется срок подготовки проекта и ведется разработка самого акта одним из органов исполнительной власти
  • Издание правового акта управления – издание правового акта управление различается в коллегиальных и единоличных органах. В коллегиальных органах моментом издания акта является принятие членами данного коллегиального органа решения об издании большинством голосов. В единоначальных органах моментом принятия акта является момент его подписания (утверждения) его руководителем.
  • Официальное опубликование правового акта управления – опубликование акта в официальных источниках
  • Вступление в силу – правовой акт может вступить в силу со дня опубликования, по истечении определенного времени со дня опубликования либо с даты, указанной в данном акте.

Правовой механизм оспаривания актов управления

Основанием для оспаривания актов управления является несоответствие акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушение этим актом прав и свобод гражданина, прав и законных интересов организаций или неопределенного круга лиц.

Основными формами оспаривания актов управления являются:

Электронная библиотека

По мнению профессора А.П. Коренева, основываясь на общих положениях теории права, административно-правовые акты необходимо классифицировать по следующим основаниям:

1) по юридическим свойствам;

2) по сроку действия;

3) по органам, издающим правовые акты;

4) по территории действия;

5) по характеру компетенции;

6) по форме выражения.

По юридическим свойствам различают правовые акты: нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера.

Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипных общественных отношений, рассчитаны на многократное применение.

Индивидуальные акты не содержат норм права. Их содержание направлено на разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер вопроса управления. Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Это наиболее распространенный вид административно-правовых актов, посредством которых оперативно решается большое количество вопросов и дел, возникающих в процессе осуществления управления.

Правовые акты управления общего значения (приказы, постановления, распоряжения), как правило, содержат какие-либо кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т.п.) либо общие требования (усилить внимание к определенным категориям дел, повысить требовательность, бережнее относиться к природе, экономить ресурсы и т.д.). Акты смешанного характера содержат как нормы права, так и решения по индивидуальным управленческим делам либо содержат и общие требования. Такие акты управления принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления.

По сроку действия различают правовые акты: с неопределенным сроком действия (бессрочные акты), срочные и временные.

По органам, издающим правовые акты государственного управления, различают следующие правовые акты:

· указы и распоряжения (издает Президент Российской Федерации или глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации);

· постановления и распоряжения (принимаются органом государственного управления общей компетенции – Правительством Российской Федерации, правительствами субъектов Российской Федерации);

· приказы – издаются, как правило, руководителями всех уровней органов исполнительной власти, в том числе в милитаризованных структурах.

По содержанию приказ может быть как нормативным, так и индивидуальным актом.

Инструкция так же, как и приказ, принимается, как правило, руководителем органа исполнительной власти. Особенность инструкции заключается в установлении порядка исполнения закона или акта вышестоящего органа управления. Поэтому, в отличие от приказа, инструкция всегда является нормативным актом. Она содержит правовые нормы, которые детализируют законы или другие нормативные акты вышестоящих органов, определяют порядок выполнения работ или совершения отдельных действий.

В тех случаях, когда инструкция или иной нормативный документ уполномоченного на то органа специальной или отраслевой компетенции носит межведомственный характер или затрагивает интересы физических или юридических лиц, они в соответствии с указом Президента от 23 мая 1996 г.

Правовые акты управления издаются также государственными органами, которые не являются органами исполнительной власти. Например, приказы, инструкции и другие нормативные акты принимаются руководителями представительных органов, председателями судов, прокурорами. Эти акты издаются для разрешения внутриорганизационных вопросов.

По территории действия различают следующие правовые акты:

· действующие в масштабе Российской Федерации, федерального округа, республики в составе Российской Федерации;

· действующие в масштабе административно-территориальной единицы (края, области, города, района и т.д.);

· межтерриториальные (действуют в пределах нескольких административно-территориальных единиц, например при чрезвычайных ситуациях: землетрясениях, наводнениях, эпидемиях, эпизоотиях);

По характеру компетенции различают правовые акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления издаются органами управления общей компетенции (Президентом РФ, Правительством РФ, президентами и правительствами республик, входящих в состав РФ, главами администраций краев, областей и другими органами общей компетенции).

Акты межотраслевого (надведомственного) управления принимаются органами межотраслевого, а в некоторых случаях и отраслевого государственного управления (Министерством финансов РФ, МВД России). Эти акты обязательны для исполнения всеми министерствами, ведомствами, органами, организациями, должностными лицами независимо от ведомственной подчиненности, а также гражданами.

Акты отраслевого управления регулируют общественные отношения и разрешают управленческие дела в определенной отрасли управления. Они издаются министрами, руководителями ведомств, управлений и т.п.

По форме выражения акты государственного управления подразделяются на словесные и конклюдентные. Словесные акты – это акты управления, выраженные посредством слов, они могут быть письменными или устными. Письменный акт управления рассматривается как надлежащим образом оформленный официальный письменный документ. Во многих случаях акт имеет юридическую силу лишь тогда, когда соответствующим образом письменно оформлен. Наряду с письменными актами существуют устные (приказы, распоряжения, указания, команды и т.п.). Чаще всего они издаются в процессе оперативного решения вопросов управления, особенно в силовых структурах. Так же, как и письменные, они влекут юридические последствия.

Воля субъекта управления может выражаться посредством сочетания определенных жестов, сигналов, движений, знаков, звуков и других конклюдентных действий (конклюдентные акты). Таковы, например, жесты милиционера, регулирующего движение транспорта и пешеходов, сигналы и специальные знаки, подаваемые работниками железнодорожного, водного, воздушного транспорта в целях регулирования и обеспечения безопасности движения, сигналы светофоров, дорожные знаки и разметка дорог.

Несоблюдение предписаний, выраженных конклюдентным способом, также может повлечь за собой определенные юридические последствия.

Имеются и иные классификации. В основном они отражают содержание перечисленных выше подходов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector