Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Администрирование в административном праве

Особенности публичного администрирования (административно-правового регулирования) различных областей человеческой деятельности.

Публичное администрирование – деятельность органов управления и их должностных лиц применительно к решению проблем всего общества в целом.

Публичное администрирование как организационно-управленческая система реализации публичных отношений включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить их выполнение. Основными методами публичного администрирования являются планирование, регулирование и контроль (надзор). Каждому из этих методов присущи свои формы реализации, призванные обеспечивать решение определенных задач.

Понятие «публичное администрирование» тесно связано с понятиями «государственное управление», «государственное администрирование»

Объектом публичного администрирования являются управленческие отношения между участниками публично-административной системы в процессе деятельности, направленной на достижение национальных целей и соблюдение интересов народа. Предметом публичного администрирования служит система правовых мер и организационных мероприятий, составляющих организационно-правовой механизм реализации органами публичной администрации поставленных перед ними задач. В качестве предмета публичного администрирования могут выступать организация управления на разных уровнях (национальном, региональном и местном); структурные элементы системы администрирования; организация управленческой деятельности, в том числе законодательных, исполнительных и судебных органов и органов местного самоуправления; механизм управления публичной системой; техника государственного администрирования; принципы, методы управления; механизм самоорганизации и саморегулирования публичной системы; координация и субординация общественных связей.

Разделяя публичность с такими отраслями российского права, как, например, уголовное и конституционное право, административное право выполняет следующие задачи: обеспечение поступательного развития экономики, оптимального уровня социального обеспечения, процветания культурной сферы жизнедеятельности общества, организация внутренних дел (включая охрану правопорядка, обеспечение безопасности населения, охрану прав и свобод граждан), обеспечение обороны государства и государственной безопасности, налаживание международного сотрудничества в различных областях, обеспечение надлежащего функционирования юстиции.

В целом основные функции государственного управления условно делят на три категории.

1. Функции верховной власти: оборона; поддержание и развитие внешних связей; полицейская служба; судопроизводство; общественное положение; отношения с религиозными учреждениями; функционирование политических институций и другие, относящиеся к социально-политической сфере.

2. Экономические функции: государственные прерогативы в области денежного обращения; деятельность в области прикладных исследований в различных отраслях народного хозяйства; общая координация экономической политики и другие, относящиеся к социально-экономической сфере.

3. Социальные функции: деятельность в области здравоохранения, социального обеспечения, развития жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, общественного питания, организации досуга и др.; улучшение окружающей среды; организация рынка труда; перераспределение доходов; общее и профессиональное образование, воспитание молодежи; развитие культуры и искусства, а также другие, относящиеся к социально-культурной сфере.

Правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Иначе правовое регулирование это – требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права.

Административно правовое регулирование охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Административно – правовое регулирование следует понимать как управление определёнными процессами жизнедеятельности человека.

Основные направления развития административно – правового регулирования:

— разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая);

— установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции);

— управление предприятиями и учреждениями государственного сектора;

— регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора;

— координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства;

— обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления;

— осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер.

Администрирование в административном праве

Рассматриваются дискуссионные проблемы администрирования в административном праве. Предлагается административно-правовые функции разделить на функции правоприменения, правособлюдения и/или правообеспечения.

В докладе затронуты вопросы юрисдикции военных комиссариатов, а именно наиболее проблемные моменты, которые возникают при составлении протоколов об административных правонарушениях у должностных лиц военных комиссариатов в отношении призывников.

В главе рассматривается Дело «Судебный пристав-исполнитель Обнинского городского подразделения службы судебных приставов против Главного управления государственно-технического надзора Московской области» (Постановление от 12 июля 2006 г. № 15904/05)

Автор рассматривает проблемы определения понятия конкретизации и ее соотношения с толкованием и правоприменением в целях упорядочения гражданского оборота современной Российской Федерации и приходит к выводу о том, что толкование и конкретизация являются самостоятельными процессами.

Книга коллектива авторов – видных ученых и практиков в области права посвящена острым проблемам права и правоприменительной практики: барьеры в соблюдении принципа верховенства права, позитивная и негативная роль правоприменительной практики, необеспеченность независимости судей, искусственная криминализация отношений в сфере экономики, необоснованный отказ в преюдиции, неправовое формулирование и толкование закона, формальный и недостаточно обеспеченный характер защиты права собственности и др. Для юристов-профессионалов в области законотворчества, государственного управления, правоприменения и теории права.

Предлагаемый читателю Комментарий подготовлен известными специалистами в области административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, а также ведущих учебных и научных учреждений. Кроме того в авторский коллектив вошли специалисты-практики в отдельных областях государственной деятельности, федеральные судьи судов общей юрисдикции, арбитражные судьи, сотрудники управленческих структур.

Читать еще:  Информационное администрирование сайта

В Комментарии особое внимание уделяется анализу судебной практики, в первую очередь рекомендаций, содержащихся в постановлениях Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ, а также обобщениям правоприменительной практики по отдельным видам административных правонарушений.

Издание предназначено судьям, работникам прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов, адвокатам, административным работникам предпринимательских структур, специалистам саморегулируемых организаций, научным работникам, преподавателям, аспирантам и студентам учебных заведений юридического профиля.

Статья содержит анализ книги «Доктринальные основы юридической техники / отв. ред. Н. А. Власенко. М., 2010. 368 с.). Обозначены достоинства работы. Сделан ряд замечаний по содержанию рецензируемой книги.

В сборнике публикуются доклады участников X Региональной научной конференции молодых ученых Сибири в области гуманитарных и социальных наук «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Книга рассчитана на специалистов в области социальных исследований, философии и теоретических проблем права, а также всех интересующихся проблемами и перспективами социальных и гуманитарных исследований. Труды изданы при финансовой поддержке Совета научной молодежи ННЦ СО РАН.

Государственное администрирование

Государственное администрирование— это собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в сово­купности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

Государственное администрирование, таким образом, — это и обширнейшая сфера практической деятельности государственных органов, учреждений, должностных лиц; и особый род занятий по государственной службе; и особое искусство (как высшая степень мастерства), приобретаемое профессиональными управленческими знаниями, опытом, талантом; и специальная научная дисциплина, точнее — междисциплинарная область научного знания и практической деятельности.

Термин «государственное администрирование» может употребляться и в узком толковании как технологический процесс управления, практическая деятельность в рамках конкретного государственного органа, учреждения.

Особо необходимо подчеркнуть, что деление государственного управления (и государственных органов) на государственно-политическое и государственно-административное — достаточно условное. Политику, как сферу реализации социальных интересов через принятие общезначимых государственных решений, и администрирование, как сферу реализации социальных интересов через принятие административных актов во исполнение политически воспринимать дихотомией.

Во-первых, потому что хотя и существует подчиненность административных ведомств политическим, управление осуществляется отмени народа (политиками) в интересах граждан (администрацией). Таким образом, выше политики и управления и объединяет их (во всяком случае, так должно быть!) — право, конституционные права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, правительство (федеральное, в субъектах РФ), выборная администрация на местах — это и политические и административные органы исполнительной власти. Это не буквальные исполнители принятых законов. Они разрабатывают бюджет и обеспечивают его осуществление, у них есть своя политика, они имеют достаточную свободу действий по интерпретации законов, которым они подчиняются, по подготовке законопроектов и участию в законотворческой деятельности государства.

В-третьих, к активным субъектам политического управления относятся не только лица, занимающие выборные должности, но и ответственные чиновники государственной службы, ибо они: 1) осуществляют подготовку законопроектов и президентских указов и через это имеют возможность формировать правотворческую политику; 2) реализуют функции и компетенцию государственных органов и через это участвуют в правоприменительной политике; 3) используют дискреционную прерогативу, возможность действовать по усмотрению при выполнении законодательных актов и через это имеют возможность корректировать практику государственно-управляющего воздействия на общество, социальные группы, граждан.

Таким образом, в государственно-управляющем воздействии невозможно чётко отделить политические функции от административных — приложения политико-правовых норм к конкретным ситуациям-индивидуумам, политические органы и должности — от административных публичных служб и государственных служащих, можно лишь расставлять акценты в деятельности (в основном политические, административные, политико-административные, административ­но-политические).

Государственный управленец в своей деятельности выполняет различные функции: политические (издает подзаконные нормативно-правовые акты, административные предписания, убеждает коллег, подчиненных в необходимости следовать определенным политико-правовым приоритетам, организует «команду» единомышленников, формирует определенные ценности, образцы культуры для своей организации и т. д.); административно-распорядительные, когда расставляет кадры и дает указания императивного, бесспорного, несостязательного, неколлегиального свойства; оперативные, квалификационно-управленческие (информационно-аналитического, проектно-расчетного, мониторинго-контрольного, планирующего, прогностического и т. д. характера). Соотношение между различными видами деятельности зависит от иерархического положения госоргана и должностного лица в управлении.

Теория государственно-административного управления предметом изучения имеет все элементы системы государства: как урегулированные правом правовые отношения, так и иного характера отношения — политические, социальные, психологические, нравственные и т. п.; другими словами, в системе административного управления в отношениях «управляющих» между собой и с гражданами возникает многоцветие отношений, которое и становится предметом изучения.

Административно- государственное управление;

ТЕМА 2.

1. Содержание административно-государственного управления

2. Структура системы управления обществом.

3. Менеджмент государственной власти. Методы управления.

1.Содержание административно-государственного управления

Государство — политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общности людей на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия. Признаками государства являются:

1. публичная власть располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд).

2.территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд)

3. система права — совокупность обязательных прав, соблюдение которых обеспечивается органами власти.

Государственное управление — это система принятия политических и админ решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата. Административное госуправление — это осуществление государственной политики через систему админучреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений осуществляется сверху вниз. Американская энциклопедия определяет административное государственное управление, как все виды деятельности направленные на осуществление решений правительства.

Читать еще:  Дать доменному пользователю права локального администратора

Теория государственного управления охватывает 2 основные сферы: 1)политическое госуправление и 2)административное государственное управление.

Госуправление

Политическое управление админгосуправление

Функции политической государственной власти – стратегические: формирование государственной политики, разработка государственных программ. Эти функции возложены на Кабинет Министров, Министерства.

Функции административно-государственной власти – оперативные: текущие управленческие задачи, исполнение решений правительства.

Государственное администрирование — это деятельность профессиональных госслужащих по осуществлению общественной политики.

Что такое администрация? Администрация несколько значений:

1. органы исполнительной власти и управления

2. должностные лица управления, руководящий персонал какой-либо организации

3. распорядители, ответственные устроители, исполнители.

Субъекты исполнительной власти – органы и лица, правомочные принимать публично значимые админрешения (постановления, распоряжения), устанавливающие нормативные предписания, правила.

Публичное админуправление (pablic Administration) – управляющее воздействие администрации на общественные процессы и отношения, которые проявляются в публичной сфере, т.е. общественной социальной жизни, публичном секторе экономики.

Какое содержание включает в себя административное государственное управление?

1.Это разновидность социального управления, которая осуществляется через людей, распространяется на людей, с целью урегулирования, организации, упорядочения отношений людей;

2.Нужно различать внутриорганизационное управляющее воздействие администрации данной организации, учреждения, предприятия и внешнее на общество, за рамками данной организации, которое могут оказывать лишь органы (и должностные лица) публичной власти: органы государственной и муниципальной власти. 3.Эта сфера реализации исполнительной власти, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-территориального устройства;

4.Это не стратегическое руководство, не стратегическое управление и планирование, а повседневное оперативное управление органа власти, исполнение законов и вышестоящих распоряжений

5.Это процесс (администрирование) реализующий правоотношения, возникающие между гражданами ( физлицами), организациями (юрлицами) и государственным (муниципальным органом власти.

Государственно-административное управление – вид государственной деятельности по управлению делами государства, в рамках которого реализуется исполнительная власть, ее органов, должностных лиц..

Государственное административное управление имеет аналог – термин в англо-американском лексиконе public Administration.

Предмет государственно-административного управления –госсектор экономики, транспортная инфраструктура, вся сфера социальных услуг. Госучреждение образования, здравоохранения, армия, милиция, МЧС т.е.чья деятельность финансируется из госбюджетов всех уровней.

Государственное администрироваие – это практическая деятельность госорганов — процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений. Все это происходит с учетом методов и средств, с помощью которых осуществляется прямое воздействие на подведомственные органы и объекты.

Госадминистрирование это 1) большая сфера практической деятельности государственных организаций, учреждений, должностных лиц; 2) особый род занятий по государственной службе; 3)особое искусство приобретаемое управленческими знаниями, опытом, талантом.

Основные понятия административного права

Административное право — это отрасль права , которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio — управление, руководство). Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки органов государственного управления:

  1. наличие управленческого аппарата;
  2. исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
  3. используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:

  • управление различными сферами экономики;
  • выполнение задач по социокультурному строительству;
  • обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
  • реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Предмет административного права составляют отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ; отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления; отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации), граждане.

Особо следует сказать о таком субъекте административного права , как государственные служащие (должностные лица). Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение , выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями. В первую очередь , стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон — участников административно-правовых отношений. Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них. Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.

Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права , но прежде всего с конституционным правом. Административное право делится на Общую и Особенную части. Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Читать еще:  Восстановление пароля администратора

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер управления. Особенную часть административного права составляют нормы, регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

Источники административного права

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Согласно ст. 1 данного Закона, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кроме этого, к источникам можно отнести приказы и постановления министерств и ведомств, распоряжения и постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях, согласно законодательству об административных правонарушениях, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение. Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Характеристика административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия. Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.

Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания. Поэтому административные отношения называют властеотношениями. Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата. Если на каком-то этапе управления принцип «власть — подчинения» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.

Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях. Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством. Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector