Newcomposers.ru

IT Мир
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административные процедуры рф

Административные процедуры

Административные процедуры рассматриваются в теории административного права в следующих аспектах: как формы осуществления исполнительной власти; правовые акты управления (или административно-правовые акты); административный процесс; урегулирование правовых споров; административная юстиция, зашита прав и свобод человека и гражданина.

Об административных процедурах говорится как о системе административно-процедурных правоотношений, складывающихся в различных административно-правовых институтах. Административно-процедурные правоотношения, обладающие признаком однородности, находятся в системе более широких администрагивно-процессуальных отношений.

В структуру административно-процедурных правоотношений включаются: «позитивные», т. е. неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями — с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногда внешними публичными правоотношениями).

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений — установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителей.

Содержание административных процедур включает следующие элементы: цель административных процедур; их правовая регламентация; принципы административных процедур; порядок осуществления управленческих действий; рассмотрение и разрешение административных дел; исполнение решений, принятых по административным делам.

Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел.

Признаками административных процедур являются:

реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;

создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;

нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;

административно-правовая регламентация целей и задач соответствующей административной процедуры;

определение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;

рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;

связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;

принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).

Административная процедура с точки зрения своей внутренней структуры рассматривается как система последовательно совершаемых уполномоченными субъектами организационных действий, оформляемых в промежуточных и окончательных решениях по каждому административному делу. Основными стадиями административных процедур являются: возбуждение административного производства; рассмотрение административного дела; принятие решения по административному делу (принятие административного акта); пересмотр решения по административному делу; исполнение решения по административному делу.

Основными принципами административных процедур являются:

1. законность, т. с. точное соблюдение участниками административного производства Конституции РФ. федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ.

2. презумпция достоверности, т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всех случаях до того момента, пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;

3. запрет злоупотребления правом, т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;

4. запрет произвола, т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;

6. открытое рассмотрение административных дел в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;

8. соразмерность осуществления любых действий административных органов тем целям и задачам, ради которых они осуществляются на практике;

9. право выразить мнение. Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы которого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;

10. беспристрастность.

11. обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всестороннего и глубокого исследования всех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;

13. оперативность и экономичность, т. е. рассмотрение дела в достаточно короткие сроки и с разумной экономией сил и средств административного органа при осуществлении своих полномочий.

Виды административных процедур определяются, главным образом, сферами отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах, например: регистрационные административные процедуры; лицензионные административные процедуры; сертификационные административные процедуры; процедуры, направленные на осуществление компетенции управленческого органа; процедуры, реализующие правовой статус гражданина или юридического лица; разрешительные административные процедуры.

Основной вид административных процедур — позитивные. Это процедуры построения, организации и деятельности исполнительных органов публичной власти в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций; процедуры, способствующие осуществлению компетенции властвующих субъектов публичного управления (например, принятие актов управления; рассмотрение обращений граждан); процедуры совершения исполнительными органами публичного управления специальных правовых действий по регистрации, лицензированию, разрешению, контролю или надзору.

Позитивная административная процедура — это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

Если исходить из мнения, что в процессе применения мер административного принуждения также используются административные процедуры, то можно говорить о так называемых юрисдикционных процедурах. Юрисдикционные, или административно-деликтные, процедуры — правоохранительные процедуры, используемые уполномоченными административными органами и должностными лицами для реализации охранительной функции публичного управления. Как правило, из системы юрисдикционных административных процедур исключаются те, которые установлены в КоАП РФ.

Административно-процессуальное право

Узнавайте последние новости города на портале KU

Понятие и виды административных процедур в деятельности органов исполнительной власти, их значение в обеспечении прав и свобод граждан

Административные процедуры в деятельности органов исполнительной власти

Административная процедура — порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел, который делится на ряд процессуальных стадий и завершается принятием управленческого или юрисдикционного решения.

Административная процедура основывается:

  • на нормах, которые содержатся в Конституции РФ;
  • на нормах, которые содержатся в федеральных законах (например, Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним и др.);
  • на нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Арбитражного процессуального кодекса РФ;
  • на указаниях и разъяснениях пленумов Верховного Суда РФ;
  • на правилах, изложенных в административных регламентах (например, Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452; «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора», утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 191).

Процессуальные стадии административных процедур:

  1. процедура возбуждения административного производства;
  2. процедура рассмотрения административного дела;
  3. процедура принятия решения по административному делу в форме административного акта (принятие административного акта);
  4. процедура пересмотра решения по административному делу;
  5. процедура исполнения решения по административному делу.

Виды административных процедур

Административные процедуры делятся на регулятивно-управленческие, посредством которых органом исполнительной власти (его должностным лицом) реализуются установленные дня него полномочия, и правоохранительные (юрисдикционные), посредством которых обеспечивается подчинение физических и юридических лиц общеобязательным правилам поведения и деятельности.

  • процедура принятия актов управления. Акт управления — подзаконное решение, принятое органом исполнительной власти с соблюдением установленной процедуры по вопросу, отнесенному к его компетенции. Акты управления делятся на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый органом власти и управления и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Индивидуальный правовой акт — это акт применения закона или подзаконного нормативного акта. К актам управления относятся постановления, распоряжения, приказ, указание, инструкция (например, «Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 30 января 2013 г. № 45);
  • процедура рассмотрения заявлений и обращений граждан;
  • процедуры принятия, рассмотрения и разрешения жалоб граждан (общие и специальные, например, путем обращения в органы прокуратуры или к Уполномоченному по правам человека);
  • лицензионно-разрешительные административные процедуры (например, процедура выдачи Федеральной службой технического и экспортного контроля России лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации; процедура выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; процедура выдачи лицензии на производство лекарственных средств, производство и техническое обслуживание медицинской техники; процедура выдачи лицензии на перевозку опасных грузов; процедура выдачи лицензии на осуществление частной охранной деятельности);
  • регистрационные административные процедуры (например, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; регистрация граждан по месту жительства и месту пребывания; регистрация транспортных средств, государственная регистрация общественных организаций, государственная регистрация средств массовой информации);
  • процедуры управления государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами;
  • сертификационные административные процедуры (например, процедура обязательной сертификации продукции, работ и услуг; процедура сертификации электронной подписи удостоверяющим центром);
  • иные процедуры, связанные с выдачей документов, имеющих юридическое значение;
  • процедуры по аттестации (аккредитации) Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации удостоверяющего центра электронных подписей.
Читать еще:  Как сбросить пароль администратора на ноутбуке

Правоохранительные (юрисдикционные) процедуры.

  • процедуры применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, процедура осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов);
  • процедуры возбуждения дела об административном правонарушении (например, процедура составления протокола об административном правонарушении);
  • процедура рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • процедура пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;
  • процедуры исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (например, процедура исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, процедура исполнения постановления о наложении административного штрафа).

Участники административной процедуры. Участники административной процедуры — это субъекты процедурных правоотношений, наделенные соответствующим административно-правовым статусом. В регулятивно-управленческих процедурах их участниками являются представители и должностные лица органов публичной власти, с одной стороны, и граждане (организации граждан) — с другой. К числу участников юрисдикционных процедур относятся должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законный представитель и защитник, иные процессуальные лица (например, эксперт, свидетель).

Понятие, признаки, содержание и принципы административных процедур

Теоретический анализ существующих в современной литературе мнений ученых о сущности, назначении, перспективах законодательного регулирования и отраслевой принадлежности административных процедур позволяет констатировать, что административные процедуры рассматриваются в теории административного права в следующих аспектах: как формы осуществления исполнительной власти; правовые акты управления (или административно-правовые акты); административный процесс; урегулирование правовых споров; административная юстиция, зашита прав и свобод человека и гражданина. В России изданы научные труды, непосредственно посвященные изучению всех сторон данного сложного административно-правового института. По этой проблематике было защищено в последние годы несколько диссертаций.

Об административных процедурах говорится как о системе административно-процедурных правоотношений, складывающихся в различных административно-правовых институтах. Административно-процедурные правоотношения, обладающие признаком однородности, находятся в системе более широких администрагивно-процессуальных отношений.

Вструктуру административно-процедурных правоотношений включаются: «позитивные», т. е.неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями — с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногдавнешними публичными правоотношениями).

Основная цель формирования административных процедурных правоотношений — установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителей.

Содержание административных процедур включает следующие элементы: цель административных процедур; их правовая регламентация; принципы административных процедур; порядок осуществления управленческих действий; рассмотрение и разрешение административных дел; исполнение решений, принятых по административным делам.

Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел. При этом в действующих в других странах законах об административных процедурах устанавливается порядок рассмотрения и разрешения административных дел посредством использования административных производств (т. е. урегулированный административной процедурой процесс рассмотрения и разрешения административного дела).

Признаками административных процедур являются:

§ реализация компетенции соответствующего исполнительного органа публичной власти. При этом властные административные полномочия обеспечивают исполнение соответствующих функций управления;

§ создание процедурных форм, способствующих реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

§ правовая форма осуществления публичного управления и исполнительной власти;

§ нормативность административных процедур, т. с. нормативно установленный порядок их применения;

§ административно-правовая регламентация целей и задач соответствующей административной процедуры;

§ определение административно-правового статуса участников (субъектов) административных процедур, т. е. субъектов процедурных правоотношений;

§ рассмотрение и разрешение индивидуального административного дела;

§ связь реализации административной процедуры с применением норм различных отраслей материального права;

§ принятие различных правовых актов управления (как промежуточных, так и окончательных).

По содержанию административно-процедурная деятельность не связана ни с судебным рассмотрением споров о субъективном публичном праве (административно-правовых споров), ни с применением мер административного принуждения.

Административная процедура с точки зрения своей внутренней структуры рассматривается как система последовательно совершаемых уполномоченными субъектами организационных действий, оформляемых в промежуточных и окончательных решениях по каждому административному делу. Основнымистадиями административных процедур являются: возбуждение административного производства; рассмотрение административного дела; принятие решения по административному делу (принятие административного акта); пересмотр решения по административному делу; исполнение решения по административному делу.

Принятие решения по административному делу, как правило, отождествляется с принятием административного акта. Таким образом, на практике административные процедуры рассматриваются как форма принятия административного акта. Поэтому центральная часть законов различных стран об административных процедурах содержит главу, которая называется «Административный акт». В нее, как правило, входят следующие статьи: о форме и содержании административного акта; принятии и вступлении в законную силу административного акта; разъяснении административного акта; отмене административного акта; возврате и компенсации в связи с отменой административного акта; пересмотре административного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Завершающей в административно-процедурных законах в большинстве случаев является глава «Исполнительная процедура», в которой устанавливаются правила исполнения административного акта, срок его добровольного исполнения, принудительное исполнение административного акта и последствия его неисполнения.

Основными принципами административных процедур являются:

1.законность, т. с. точное соблюдение участниками административного производства Конституции РФ. федеральных законов, иных федеральных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ. Любое действие или решение административного органа должно соответствовать законам; административные органы должны действовать исключительно в пределах предоставленных им законодательством полномочий;

2. презумпция достоверности, т. е. поданные заявителями сведения о фактических обстоятельствах рассматриваемого административным органом административного дела считаются достоверными и подлинными во всех случаях до того момента, пока обратное не будет доказано должностными лицами административного органа;

3. запрет злоупотребления правом, т. е. применение административным органом всякого правового акта только в строгом соответствии с его смыслом и главной целью. Недопустимо злоупотреблять пробелами или неясностями действующего законодательства в процессе деятельности административных органов;

4. запрет произвола, т. е. безусловное исключение из административной практики проявлений неравного подхода в оценке одних и тех же фактических обстоятельств дела в одинаковых правовых ситуациях;

5. запрет бюрократического формализма, т. е. запрет для административных органов обременять заинтересованных лиц обязанностями или отказывать им в предоставлении права лишь в целях соблюдения ихвнутриорганизационных правил и требований. Если рассматриваемое административное дело может быть разрешено без соблюдения указанных правил, то административным органам запрещено использовать во вред заинтересованным лицам факт несоблюдения ими внутриорганизационных правил и требований;

6. открытое рассмотрение административных дел в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;

7. ведение производства по административным делам нарусском языке. Административное производство может также вестись на государственном языке республики, являющейся субъектом РФ. Заинтересованным лицам, не владеющим языком, на котором ведется производство по административному делу, разъясняется и обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, выступать и заявлять ходатайства, подавать жалобы на родном языке либо на любом свободно избранном ими языке общения, а также пользоваться услугами переводчика в установленном законом порядке;

8. соразмерность осуществления любых действий административных органов тем целям и задачам, ради которых они осуществляются на практике;

9. право быть выслушанным. Административный орган вправе принять административный акт только при условии, что лицу, права или законные интересы которого ограничиваются данным актом, была предоставлена возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для законного и правильного разрешения дела;

10. беспристрастность. Должностные лица административного органа обязаны обеспечить беспристрастное рассмотрение и разрешение административного дела;

Читать еще:  Понятие и принципы административной ответственности

11. обоснованность каждого административного решения или действия. На административном органе лежит обязанность всестороннего и глубокого исследования всех обстоятельств, имеющих значение для законного разрешения дела;

12. запрет для административного органа требовать от заинтересованных лиц документы, сведения о которых уже содержатся в имеющихся в деле более общих документах, дающих ясное и достаточное представление об их содержании для правильного разрешения данного административного дела (принцип «большее включает в себя меньшее»);

13. оперативность иэкономичность, т. е. рассмотрение дела в достаточно короткие сроки и с разумной экономией сил и средств административного органа при осуществлении своих полномочий.

Виды административных процедур определяются, главным образом, сферами отношений, регулируемых законодательством об административных процедурах, например: регистрационные административные процедуры; лицензионные административные процедуры; сертификационные административные процедуры; процедуры, направленные на осуществление компетенции управленческого органа; процедуры, реализующие правовой статус гражданина или юридического лица; разрешительные административные процедуры.

Основной вид административных процедур —позитивные.Это процедуры построения, организации и деятельности исполнительных органов публичной власти в целях обеспечения реализации прав и свобод человека и гражданина, а также законных интересов организаций; процедуры, способствующие осуществлению компетенции властвующих субъектов публичного управления (например, принятие актов управления; рассмотрение обращений граждан); процедуры совершения исполнительными органами публичного управления специальных правовых действий по регистрации, лицензированию, разрешению, контролю или надзору.

Позитивная административная процедура — это нормативно урегулированная, направленная на достижение конкретного результата формализованная деятельность уполномоченных исполнительных органов публичной власти и их должностных лиц по рассмотрению и разрешению индивидуальных административных дел и принятию административных решений, способствующих реализации установленных в законах прав, свобод, законных интересов граждан и организаций.

Если исходить из мнения, что в процессе применения мер административного принуждения также используются административные процедуры, то можно говорить о так называемых юрисдикционных процедурах.Юрисдикционные, илиадминистративно-деликтные, процедуры — правоохранительные процедуры, используемые уполномоченными административными органами и должностными лицами для реализации охранительной функции публичного управления. Как правило, из системы юрисдикционных административных процедур исключаются те, которые установлены в КоАП РФ.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 503 ;

Административные процедуры рф

В современный период развития и становления административно-правовой науки административное усмотрение рассматривается как одно их «. средств реализации функций субъектов права» [1].

В юридической литературе административное усмотрение понимается:

как мотивированный выбор для принятия правомерных решений и совершения действий управомоченным субъектом в рамках его компетенции для выполнения управленческих и иных задач [2];

как предоставленное законом должностному лицу право самостоятельно и индивидуально определять необходимость, полезность или целесообразность предпринимаемой им меры с точки зрения соответствия или несоответствия ее тем целям, какие имеет в виду применяемый им закон, или если таковые цели не могут быть конкретно определены из самого закона, то с точки зрения соответствия ее общественному интересует вообще [3];

На наш взгляд, под административным усмотрением следует понимать активную форму воздействия публичной администрации и ее должностных лиц на индивидуальное административное дело путем применения сознательной альтернативы в своих действиях (бездействиях) при принятии властного решения в рамках своей компетенции.

Административное усмотрение как правовое явление имеет право на существование именно при взаимодействии публичной администрации с иными субъектами административного права, как по вертикали, так и по горизонтали. Такая правовая конструкция позволяет органам власти быть достаточно мобильными и варьировать в шаблонном выполнении своих полномочий в целях оптимизации деятельности. По сфере применения можно выделить охранительные административные усмотрения, например, при учете обстоятельств смягчающих административную ответственность; при рассмотрении вопроса о применении административной ответственности и так далее. [4] Также достаточно широко применяются регулятивные административные усмотрения, например, государственная регистрация прав проводится в течение восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и документов, то есть фактически итоговое решение может быть принято и на пятый, и на пятнадцатый день после принятия заявления с комплектом документов.

Несомненно, что позитивный результат от применения административных усмотрений является иногда необходимым условием для достижения баланса частных и публичных интересов.

Однако чаще всего при выполнении публичной администрацией специфических государственных функций это явление претерпевает некоторую негативную деформацию и может привести к злоупотреблению в использовании своих полномочий соответствующей публичной администрацией. Негативный аспект выражается в том, что административное усмотрение уже не соответствует общественным интересам, идет вразрез с ними, в результате предстает явлением гораздо более вредным, чем полезным. Причинами такой деформации могут служить и существующие пробелы в законодательстве, и несовершенство юридической техники, и разброс полномочий по разным по своему статусу нормативным правовым актам.

Проблема административных усмотрений чаще всего наблюдается в сфере реализации административных процедур, что снижает прозрачность их выполнения, а также способствует созданию административных барьеров за счет требований излишних документов, за счет нарушения сроков реализации административных процедур и так далее. Поэтому назревает серьезная потребность в сокращении количества административных усмотрений и повышения качества их использования.

При анализе действующего законодательства становится очевидным, что процессуальные нормы, отражающие последовательность, характер, срочность административно-процессуальных действий публичной администрации по поводу применения ими мер по проверке исполнения субъектами права установленных условий и требований облачены в форму административной процедуры. Административная процедура призвана ограничивать произвольное административное усмотрение и вводить законные критерии действий служащих, должностных лиц, государственных и муниципальных структур, граждан и юридических лиц. Упорядочение деятельности придает ей открытый и заранее предсказуемый характер, что способствует ее демократичности, прозрачности и эффективности.

Административная процедура совершенно однозначно позволяет избежать возможности применения административных усмотрений негативного характера, поскольку само усмотрение выражается в действии или бездействии уполномоченного административно-публичного органа или его должностного лица, в случае отсутствия или неоднозначного толкования соответствующих норм процессуального характера, в свою очередь процедура, являясь по существу системой процессуальных норм, достаточно четко регламентирующих любое действие и (или) бездействие административно-публичного органа и (или) его должностного лица, не допускает альтернативности в действиях, если это не предусмотрено законодательством.

Таким образом, для повышения эффективности в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, считаем необходимым:

1. Устранить пробелы в законодательстве, а также при издании нормативных правовых актов руководствоваться правилами юридической техники, что будет способствовать сокращению деформированных форм административных усмотрений.

2. Поскольку административное усмотрение является необходимой мерой проявления волеизъявления публичной администрации, то необходимо использовать механизмы контроля, как со стороны самой публичной администрации, так и со стороны общества.

3. Унифицировать, конкретизировать и закрепить административно-процессуальные нормы в административных регламентах.

В настоящее время административные регламенты составляют систему норм права отражающих взаимодействие органов исполнительной власти; отражающих внутреннюю организацию органов исполнительной власти, отражающих исполнение административно-публичных функций органами исполнительной власти. Непосредственное определение и конкретизация административных процедур должно быть закреплено в регламентах административно-публичных функций органов исполнительной власти в разделе «Административные процедуры».

Для регулирования свободы действий органов государственной власти необходимо определить четкие границы административной свободы, а также обеспечить законодательную основу административного усмотрения и обозначения его форм и оснований с помощью тщательно проработанных административных процедур, закрепленных в административных регламентах.

[1] Алехин А.П. Административное право Российской Федерации [Текст] / А.П. Алехин. М.: Зерцало, 1997. – С. 263-275.

[2] Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса [Текст] / Ю.А. Тихомиров. М.: Юринформцентр 1998. – С. 80-85.

[3] Купреев, С.С. Об административном усмотрении в современном праве [Текст] / С.С. Купреев // Административное право и процесс. 2012. № 1. С. 32.

[4] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №N 1 (ч. 1), ст. 1.

Административные процедуры рф

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию современного состояния теории и практики административно-процессуального законодательства. Состояние и пути развития административного судопроизводства в Российской Федерации. Рассматриваются проблемы регулирования отрасли законодательства и административных правоотношений.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административный процесс, судебно-административные процедуры, административное право, Кодекс Административного Судопроизводства РФ, административные дела.

В настоящее время, принятый Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [1,ст.1391 ] , стал в России фундаментом административного судопроизводства, в котором закреплены унифицированные судебно-административные процедуры разрешения административных споров, кроме того, принятие КАС позволило систематизировать судебно-административные процедуры разрешения дел при привлечении к административной ответственности, а также процедуры судебного разрешения других дел, которые возникают из административных и других публичных правоотношений. Однако, на современном этапе, в науке, административном законодательстве имеется много проблем и пробелов. Например, в науке административного процесса среди ученых отсутствует единая точка зрения относительно понятия «административный процесс», его структуры и особенности.

Читать еще:  Сколько администрация вк проверяет имя

С первой точки зрения, предполагается отождествление арбитражного процесса с юридической формой реализации исполнительной власти. В данном подходе природа административного процесса анализируется черед специфические категории (например, «управленческие дела», «органы государственного управления»). При данном подходе под административным процессом понимается только деятельность субъектов исполнительной власти с целью разрешения индивидуальных юридических дел, которые возникают в управленческой сфере [2,ст.14 ].

С второй точки зрения, административный процесс отождествляется с административным судопроизводством выделяется как самостоятельная юридическая форма реализации судебной власти, помимо конституционного, гражданского и уголовного судопроизводства, в соответствии со ст. 118 Конституции РФ. По мнению П.И. Кононова, при административном судопроизводстве рассматриваются дела, которые возникают из административных дел, уже разрешенных административно-публичными органами, либо их должностными лицами полностью или частично, или возбуждались ими и далее были переданы в суды с целью их дальнейшего разрешения в рамках соответствующих судебных дел [3,ст.403 ] .

С точки зрения А.И. Стахова, административный процесс можно рассмотреть с помощью интегративного подхода, который строится на следующих началах: под административным процессом следует понимать взаимосвязанную деятельность органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, либо их должностных лиц (публичная администрация), а также судебных органов, целью которой является обеспечение исполнения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ; кроме того, под административным процессом следует понимать «совокупность документально оформляемых, последовательных, образующих замкнутый цикл действий и решений публичной администрации, а также судебных органов по применению административно-правовых мер в рамках различных категорий административных и судебно-административных дел» [3 ст.51-55 ] ; административный процесс является деятельностью публичной администрации и судебных органов, которая регламентируется нормами административно-процессуального законодательства РФ [3,ст.51-55].

Считаем возможным согласиться с точкой зрения А.И. Стахова, о том, что приведенный интегративный подход в рамках понятия административного процесса в РФ дает возможность решить в науке и практике административного процесса три основные задачи: данных подход позволяет научно обосновать, выделить, а также структурировать административно-процессуальное право, как самостоятельную отрасль системы права России; обозначенный подход обеспечивает единообразие в понимании административно-процессуального законодательства, которое регламентирует деятельность публичной администрации и судов; данный подход позволяет научно обосновать направления и основные этапы систематизации, кодификации и гармонизации сформировавшегося административно-процессуального законодательства [3, ст.51-55]. Следующим проблемным вопросом является недоработанность КАС, который однозначно нужен, однако его следует доработать.

Согласно ч. 5 ст. 1 КАС РФ, норма, изложенные в КАС РФ не регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Кроме того, ч. 4 КАС РФ устанавливает, что не рассматриваются в порядке, который предусмотрен КАС РФ дела, которые возникают из публичных правоотношений, а также дела, которые отнесены федеральным законодательством к компетенции, в частности, арбитражных судов. Как отмечает по данному поводу Г.И. Калинин, большая часть из вышеописанного перечня дел связана с предпринимательской и другой экономической деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и поэтому рассматривается именно в арбитражных судах. Соответственно, при рассмотрении данной категории дел, арбитражные суды вообще не будут руководствоваться КАС РФ [5,ст.439-442].

В части 5 ст. 1 КАС РФ также предусмотрены нормы о том, что они не распространяются на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, кроме случаев, которые предусмотрены КАС РФ. Соответственно, в судебном порядке при взыскании с государственного органа, например, судебных издержек или ущерба, который причинен действиями либо бездействием его должностных лиц, положения КАС РФ также будут неприменимы.

Таким образом, новый КАС РФ является достаточно узко специализированным нормативным актом, направленным на процессуальное урегулирование небольшого объема судебных процедур, которые связаны с защитой законных интересов и прав граждан и организаций, в первую очередь, касающиеся вопросов оспаривания нормативных правовых актов, кроме вопросов их конституционности; касающиеся вопросов оспаривания решений, действия либо бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, других органов, организаций, которые наделены отдельными государственными или другими публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, кроме вопросов, связанных с проверками и делами об административных правонарушениях; защиты избирательных прав и права на участие в референдуме; производства по делам в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ; касающиеся вопросов оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затрагиваются обязанности и права юридических лиц, граждан, что также сужает пределы применения положений КАС РФ, так как не сказано о законных интересах в случае осуществления предпринимательской и другой экономической деятельности; приостановления деятельности либо ликвидации политической партии, иного общественного объединения, некоммерческой организации, или о запрете деятельности общественного объединения либо религиозной организации, которые не являются юридическими лицами, или о прекращении деятельности средств массовой информации; взыскания с физических лиц санкций и обязательных платежей; применения некоторых специальных процедур, например, таких как, недобровольная психиатрическая и противотуберкулезная помощь; помещение иностранного гражданина, который подлежит депортации либо реадмиссии, в специальное учреждение либо продление срока его пребывания там [5,ст.439-442]. Считаем важным отменить, что регламентирование КАС РФ некоторых специальных процедур, несмотря на то что они в своем названии содержат слово «административный», исходя из сущности их субъектов и объектов, нуждаются в области регулирования других отраслей права.

Например, производство, регламентирующее административные делам об административном надзоре за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы, нуждаются в регулировании в области уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального права. И.Г. Калинин отмечает, что в КАС РФ имеется однобокость некоторых интересов и прав, судебные процедуры защиты которых он регламентирует. Можно отметить, что в целом, КАС РФ защищает права и интересов граждан, а также, в отдельных узко определенных случаях, юридических лиц. Процедуры порядка управления и судебной защиты государственных интересов регламентируются КАС РФ исключительно в случаях, если взыскиваются с физических лиц обязательные платежи и санкции, а также в случае приостановления либо запрете деятельности, либо ликвидации общественного объединения и некоммерческой организации, либо в случаях прекращения деятельности средств массовой информации. Таким образом, баланс частных и публичных интересов не вполне соблюдается [5, ст.442]. С точки зрения науки административного права однобокость норм КАС РФ состоит также в том, что данный нормативный акты является именно судебно-процессуальным законом и не регламентирует внеи квазисудебные административные процедуры, связанные с защитой законных интересов и прав.

В настоящее время такие процедуры разрознены и содержатся в целом некоторых нормативных актах.

Выводы: Полагаем возможным согласиться с мнением А.И. Стахова, о том, что административный процесс целесообразно рассматривать с помощью интегративного подхода: 1) под административным процессом следует понимать взаимосвязанную деятельность органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, либо их должностных лиц (публичная администрация), а также судебных органов, целью которой является обеспечение исполнения норм федерального законодательства и законодательства субъектов РФ; 2) под административным процессом следует понимать совокупность решений и действий публичной администрации, а также судебных органов по применению административно-правовых мер при рассмотрении некоторых категорий административных и судебно-административных дел; 3) административный процесс является деятельностью публичной администрации и судебных органов, которая регламентируется нормами административно-процессуального законодательства РФ [4,ст.51] . Данный подход в рамках понятия административного процесса в РФ дает возможность решить в науке и практике административного процесса следующие задачи: позволяет научно обосновать, выделить, а также структурировать административно-процессуальное право, как самостоятельную отрасль системы права России, обеспечить единообразие в понятии административно-процессуального законодательства, которое регламентирует деятельность публичной администрации и судов, а также научно обосновать направления и основные этапы систематизации, кодификации и гармонизации сформировавшегося административно-процессуального законодательства. На сегодняшний день, КАС РФ недоработан, что со временем скорректируется, в целом данный документ содержит ценные и интересные правовые положения.

Список использованной литературы: 1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // СЗ РФ. 09.03.2015. N 10. Ст. 1391. Далее по тексту – КАС РФ. 2. Бахрах Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. N 9. С. 14. 3. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: Учебник для бакалавров. М., 2014. С. 403. 4. Стахов А.И. Интегративный подход к пониманию административного процесса в России // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 51 55. 5. Калинин Г.И. Кодекс административного судопроизводства: некоторые вопросы правоприменения с участием административных органов // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 439 442.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector