Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административное управление что это

Административное управление

Возникновение административной школы в управлении связано с работами французского горного инженера, выдающегося менеджера-практика Анри Файоля (1841–1925). В отличие от школы научного управления, исследовавшей в основном вопросы рациональной организации труда отдельного рабочего, представители этого направления занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом, исходя из того, что организацией необходимо управлять систематизированно для более эффективного достижения ее целей.

Теория администрирования Файоля состоит из двух частей: первая касается функций управления, т. е. того, что делает руководитель; вторая – принципов, т. е. как руководитель делает это.

Файоль выделил пять общих функций управления:

1) предвидение (планирование) – разработка программы действий предприятия на перспективу и на текущий период. Составление этой программы требует от руководящего персонала:

– искусства управлять людьми;

– известного нравственного мужества;

– известной компетенции в производственной области;

– наличия достаточного опыта в делах;

2) организация– обеспечение предприятия всем необходимым для работы. При этом Файоль выделял материальную организацию (обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием) и социальную организацию (обеспечение предприятия людьми). Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности, не потерявшие актуальности и сегодня:

– установление программы действий, определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

– наблюдение за выполнением программы;

– осуществление руководства; предприятием компетентным и энергичным руководителем;

– правильный подбор административного аппарата;

– точное определение функций;

– согласование усилий для выполнения намеченной работы;

– ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

– поощрение ответственности и инициативы;

– справедливое вознаграждение за труд;

– предупреждение ошибок и недоразумений;

– обязательное соблюдение дисциплины;

– подчинение личных интересов интересам предприятия;

– борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой;

3) распорядительство. Его цель – добиться от работников максимальной отдачи в интересах предприятия.

Именно Файоль выделил особую область сферы управления – управление персоналом. Он писал: «Предвидение, организация, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления. Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям: подбор и формирование персонала, и создание социального организма предприятия, входящие в задачи управления, в высокой степени связаны с распорядительством».[5]

Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен:

– обладать глубоким знанием своего персонала;

– устранять (увольнять) неспособных;

– быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими;

– подавать хороший пример;

– делать периодические осмотры предприятия;

– устраивать совещания со своими ведущими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий;

– не загружать свое внимание мелочами;

– добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознание долга;

4) координирование, цель которого – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Координация используется для того, чтобы облегчить работу организации и сделать ее функционирование более успешным. Файоль предлагал для этого проводить еженедельные совещания руководителей отделов;

5) контроль: проверка исполнения в соответствии с принятой программой. По Файолю, осуществлять контроль должно не только руководство, это должны делать беспристрастные контролеры, не связанные отношениями подчинения с контролируемыми работниками. Контролер должен обладать компетентностью, чувством долга, рассудительностью и тактом. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Файоль, как и Тейлор, выступал против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего акцента на развитии у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Он полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше – организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Файоль одним из первых классифицировал персонал промышленного предприятия и с помощью разработанных им специальных установок попытался выделить приоритеты тех или иных квалификационных требований для каждой категории персонала (табл. 1.1).

Отличие административного управления от государственного управления;

Данные категории можно соотнести как часть и целое.

Государственное управление – воздействие государства на обще­ство в целом. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества.

Государственное управление можно представить как целостное, системное воздействие на общество через: а) политическое руково­дство и политическое управление, которое осуществляется конститу­ционно установленными институтами политической власти и выбор­ными (политическими) должностными лицами, а также б) через орга­ны исполнительной власти всех уровней, карьерных чиновников, т. е. государственную администрацию всех уровней

Государственно-политическое управление — это деятельность инсти­тутов политической власти трех уровней: 1) общенационального, фе­дерального; 2) субъектов РФ; 3) местного самоуправления. Субъекта­ми политической власти являются Президент РФ, Федеральное Соб­рание РФ, высшие должностные лица субъектов Федерации (президенты республик, губернаторы областей) и представительные законодательные органы государственной власти субъектов Федера­ции; советы уполномоченных муниципальных образований и выбор­ные должностные лица местной администрации. Главными критерия­ми государственно-политического управления является наличие у его субъектов (первичного) мандата, полученного в результате победы на выборах, как делегированное им право на власть непосредственно на­родом. Таким образом, сущностными признаками государственно-по­литического управления являются: 1) его субъекты — органы государ­ственной и муниципальной политической (публичной) власти, преду­смотренные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; 2) выборные политиче­ские должностные лица избираются народом и в силу этого обладают «первичным» мандатом; 3) деятельность субъектов государственно-по­литического управления (органов власти и выборных должностных лиц) регулируется нормами конституционного права; 4) субъекты государственно-политического управления имеют правомочие учреди­тельства государственных органов, публичных служб, государственных учреждений.

Государственно-административное управление – это практическая реализация исполнительной власти, – это: 1) деятель­ность государственных органов, институций «вторичною» мандата; 2) государственные органы формируются политическими (выборны­ми) органами и должностными лицами; 3) подпадают под регуляцию административного и административно-процессуального законода­тельства; 4) государственно-административное управление осуществ­ляется не только на трех уровнях публичной власти, а имеет более сложную иерархическую структуру «этажей» управления на: федераль­ном, общенациональном уровне; уровне федеральных округов; уровне субъектов Федерации; уровне административно-территориальных ок­ругов в субъектах Федерации; уровне местном (города, района).

На уровне муниципального образования осуществляется админи­стративное управление как деятельность муниципальных служащих, муниципальной администрации.

Функциональная деятельность администрации, служащих сущест­венно отличается от деятельности политиков, выбираемых на государ­ственные должности. Если политики разрабатывают стратегию разви­тия общества, создают законы, принимают политические решения (коллегиальные, публично-значимые, общеобязательные), то админи­стративные органы управления, гражданские служащие исполняют по­литические решения, обеспечивают выполнение законов в обществе, реализуют всю совокупность функций и полномочий государства, уча­ствуют в подготовке государственных программ и решений различно­го масштаба, уровня, характера, осуществляют их реализацию.

В силу своей функциональной занятости органы административ­ного управления делятся на: территориальные, общей ком­петенции; отраслевые, определенно-функциональные.

Исполнительная власть — это процесс государственного админи­стрирования, исполнение публичной (государственной, муниципаль­ной) службы, функционирование государственных органов и должно­стных лиц в пределах правоустановленной компетенции, полномочий. Исполнительную власть как понятие необходимо соотносить лишь с совокупной, сфокусированной функциональной деятельностью всех государственно-административных органов управления и должност­ных лиц, т. е. всего государственного аппарата.

Государственно-административное управление — вид государствен­ной деятельности по управлению делами государства, в рамках которо­го практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц характеризуется названными выше и дополнительно следующими признаками: а) непрерывный и оперативный характер деятельности; б) осуществление специализированных функций требующих единообразной технологии; в) установление юридическо-функциональных режимов; г) применение мер административной ответственности; д.) деятельность иерархически построенного аппарата управления; е) профессиональный персонал; ж) административное усмотрение.

Государственно-административное управление имеет аналог термин в англо-американском лексиконе — public administration. Сло­во «public» буквально означает «общественный».

Предмет государственно-административного управления — государственный сектор экономики, инфраструктура (федеральные дороги, аэропорты, транспорт и т. д.), вся сфера социальных услуг, службы, занимающиеся дорожно-коммунальным хозяйством, государственные учреждения образования, здравоохранения, армия (включая объекты ее инфраструктуры, предприятия ВПК), милиция, тюрьмы, пожарная охрана и многое другое, чья деятельность финансируется из средств национальных бюджетов различных уровней: федерального (общена­ционального), субъектов РФ, местных.

Читать еще:  Восстановление пароля администратора

Важно подчеркнуть, что все указанные объекты находятся в пря­мом административном подчинении органов государственного управ­ления различного уровня. Поэтому термин «государственное админи­стрирование» как процесс государственно-управляющего воздействия, как деятельность государственной администрации отличается от термина «деловое администрирование», т. е. управление бизнесе (в англ. языке соответственно «public administration» и «business administration»).

Государственное администрирование — это собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в сово­купности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управле­ния на подведомственные им органы и объекты на основе админист­ративной ответственности за выполнение решений.

Государственное администрирование, таким образом, — это и обширнейшая сфера практической деятельности государственных орга­нов, учреждений, должностных лиц; и особый род занятий по государ­ственной службе; и особое искусство (как высшая степень мастерст­ва), приобретаемое профессиональными управленческими знаниями, опытом, талантом; и специальная научная дисциплина, точнее — междисциплинарная область научного знания и практической дея­тельности.

Термин «государственное администрирование» может употреблять­ся и в узком толковании как технологический процесс управления, практическая деятельность в рамках конкретного государственного органа, учреждения.

По­литику, как сферу реализации социальных интересов через принятие общезначимых государственных решений, и администрирование, как сферу реализации социальных интересов через принятие администра­тивных актов во исполнение политических, нельзя противопоставлять.

Государственное администрирование

Государственное администрирование— это собственно практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в сово­купности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

Государственное администрирование, таким образом, — это и обширнейшая сфера практической деятельности государственных органов, учреждений, должностных лиц; и особый род занятий по государственной службе; и особое искусство (как высшая степень мастерства), приобретаемое профессиональными управленческими знаниями, опытом, талантом; и специальная научная дисциплина, точнее — междисциплинарная область научного знания и практической деятельности.

Термин «государственное администрирование» может употребляться и в узком толковании как технологический процесс управления, практическая деятельность в рамках конкретного государственного органа, учреждения.

Особо необходимо подчеркнуть, что деление государственного управления (и государственных органов) на государственно-политическое и государственно-административное — достаточно условное. Политику, как сферу реализации социальных интересов через принятие общезначимых государственных решений, и администрирование, как сферу реализации социальных интересов через принятие административных актов во исполнение политически воспринимать дихотомией.

Во-первых, потому что хотя и существует подчиненность административных ведомств политическим, управление осуществляется отмени народа (политиками) в интересах граждан (администрацией). Таким образом, выше политики и управления и объединяет их (во всяком случае, так должно быть!) — право, конституционные права и свободы человека и гражданина.

Во-вторых, правительство (федеральное, в субъектах РФ), выборная администрация на местах — это и политические и административные органы исполнительной власти. Это не буквальные исполнители принятых законов. Они разрабатывают бюджет и обеспечивают его осуществление, у них есть своя политика, они имеют достаточную свободу действий по интерпретации законов, которым они подчиняются, по подготовке законопроектов и участию в законотворческой деятельности государства.

В-третьих, к активным субъектам политического управления относятся не только лица, занимающие выборные должности, но и ответственные чиновники государственной службы, ибо они: 1) осуществляют подготовку законопроектов и президентских указов и через это имеют возможность формировать правотворческую политику; 2) реализуют функции и компетенцию государственных органов и через это участвуют в правоприменительной политике; 3) используют дискреционную прерогативу, возможность действовать по усмотрению при выполнении законодательных актов и через это имеют возможность корректировать практику государственно-управляющего воздействия на общество, социальные группы, граждан.

Таким образом, в государственно-управляющем воздействии невозможно чётко отделить политические функции от административных — приложения политико-правовых норм к конкретным ситуациям-индивидуумам, политические органы и должности — от административных публичных служб и государственных служащих, можно лишь расставлять акценты в деятельности (в основном политические, административные, политико-административные, административ­но-политические).

Государственный управленец в своей деятельности выполняет различные функции: политические (издает подзаконные нормативно-правовые акты, административные предписания, убеждает коллег, подчиненных в необходимости следовать определенным политико-правовым приоритетам, организует «команду» единомышленников, формирует определенные ценности, образцы культуры для своей организации и т. д.); административно-распорядительные, когда расставляет кадры и дает указания императивного, бесспорного, несостязательного, неколлегиального свойства; оперативные, квалификационно-управленческие (информационно-аналитического, проектно-расчетного, мониторинго-контрольного, планирующего, прогностического и т. д. характера). Соотношение между различными видами деятельности зависит от иерархического положения госоргана и должностного лица в управлении.

Теория государственно-административного управления предметом изучения имеет все элементы системы государства: как урегулированные правом правовые отношения, так и иного характера отношения — политические, социальные, психологические, нравственные и т. п.; другими словами, в системе административного управления в отношениях «управляющих» между собой и с гражданами возникает многоцветие отношений, которое и становится предметом изучения.

Пять систем менеджмента

Прежде чем детально рассматривать системы, целесообразно уточнить понятие «менеджмент». Многие понимают его, как дословный перевод, — «управление». На самом деле, оно несет более емкое определение и представляет собой систему управления бизнес-процессами на предприятии…

Функции менеджмента

Исходя из структуры бизнес-процессов, к ним можно отнести планирование, маркетинг, разработку, закупки, изготовление, продажи, логистику, поставки и эксплуатационное обслуживание или предоставление услуги и т. д. Участники семинаров и тренингов нередко сводят определение функций менеджмента к трем основным — организация, планирование, контроль. Но такой набор функций не является достаточным для обслуживания бизнес-процессов, управление которыми требует более широкого спектра действий:

  1. Постановка цели перед бизнес-процессом.
  2. Сбор информации о ситуации на рынке по данному бизнес-процессу.
  3. Анализ собранной информации.
  4. Формулирование выводов по результатам анализа.
  5. Выбор стратегии достижения цели.
  6. Планирование достижения цели. Определение задач и способов их решения.
  7. Разработка системы мотивации для решения задач и достижения цели.
  8. Контроллинг (поэтапный контроль) выполнения мероприятий плана по решению задач, направленных на достижение цели.
  9. Сбор информации по результатам контроллинга.
  10. Анализ результатов контроллинга и при необходимости корректировка цели.

Определив функции менеджмента, мы можем перейти к более детальному рассмотрению пяти систем управления бизнесом.

Административная система управления

Административное управление — это комбинация мер воздействия на подчиненных убеждением, принуждением или примером, с целью их мотивации для выполнения возложенных на них задач. Такую систему можно представить в виде пирамиды, на вершине которой стоит руководитель, ниже — заместители, затем начальники отделов, далее менеджеры по продажам товаров или услуг и конечный потребитель.

Эта система слабо работает в современном бизнесе. Она досталась нам по наследству от социалистической общественной формации и плановой экономики. Однако, как показывает мониторинг рынка Украины, 30–40% бизнес-структур все еще применяют ее.

Недостатки системы

  1. Очевидное влияние человеческого фактора, которое заключается в том, что информация, пройдя путь от руководителя до менеджера, претерпевает искажения.
  2. Информация об изменении ситуации на рынке первоначально поступает к менеджеру. Руководитель является ее вторичным получателем и вынужден принимать адекватное решение на основе искаженной информации.
  3. Эта система не успевает адекватно реагировать на изменения рынка, на который постоянно выходят новые фирмы и торговые марки.
  4. Эксплуатация системы возможна на предприятиях, не имеющих разветвленную структуру, численностью от 5 до 20 человек.

Целевая система управления

Целевое управление — это способность направлять энтузиазм подчиненных на достижение поставленных целей. Именно коллективные действия сплачивают сотрудников. Такой подход предполагает, что управляющий устанавливает совместно с каждым из своих подчиненных согласованные цели и задачи, определяющие ответственность последнего за ожидаемые результаты. Эти задачи становятся объектом контроля, сопровождения и оценки. Управляющий должен обозначить для каждого из сотрудников аппарата его задачи на ближайший и более длительный период, с тем, чтобы любой из них знал, чего от него ждут, чего следует добиваться в течение определенного периода времени, и какого качества должна быть работа.

Читать еще:  Источники административного права лнр

Руководитель также обязан обеспечить исполнителя ресурсами, достаточными для доведения работы до конца, регулярно контролировать и анализировать ход достижения взаимосогласованных целей, оценивать коллективные результаты вместе с подчиненными и давать им необходимые советы и консультации.

Чтобы сосредоточить усилия на выполнении совместно установленных целей, управляющему следует позаботиться о том, чтобы вызвать у подчиненных наибольшую заинтересованность и мотивацию успеха, предоставив им право вырабатывать свой собственный стиль работы, всячески развивая инициативу и поощряя использование как новых, так и традиционных методов.

Составляющие поведения руководства

  1. Поддержка. Поведение, внушающее подчиненному чувство собственной значимости.
  2. Гармонизация отношений. Поведение, которое поощряет членов коллектива на развитие взаимовыгодных отношений.
  3. Акцент на достижение целей. Поведение, стимулирующее энтузиазм в достижении групповых целей или совершенства в работе.
  4. Содействие работе. Поведение, которое способствует достижению целей с помощью программ, координации и планирования, а также обеспечения необходимыми ресурсами — инструментами, материалами, техническими знаниями.

Эффективное управление бизнесом

Управление персоналом является одной из ключевых функций, которая обеспечивает эффективную работу предприятия, ведущую к достижению поставленной цели с наименьшими затратами финансов и времени. Целевая система управления предполагает три уровня:

    Управляющий уровень , к которому относятся учредители, руководитель предприятия, начальники отделов, подразделений.

Функция: выработка стратегической цели предприятия на ближайшие 1–2 года.
Основной уровень . К нему относятся руководители подразделений, отделов, команд и их коллективы, роль которых — довести до коллектива стратегические цели предприятия.

Функция: обозначение отдельных задач, требующих решений на пути достижения поставленных целей.
Индивидуальный уровень . При нем каждый член команды или отдела вместе с исполнителем и руководителем определяют, какие задачи будет решать тот или иной сотрудник.

Функция: разработка списка мероприятий, которые необходимо выполнить, чтобы решить поставленные задачи.

После того, как каждый сотрудник подразделения составит перечень мероприятий по решению тех или иных задач, этот список выносится на обсуждение команды, отдела. Опыт показывает, что нередко разные члены команды выполняют одинаковые действия, а в случае недостижения предполагаемых результатов появляется возможность перенести ответственность на другого члена команды. Во избежание подобных последствий, необходимо в ходе обсуждения распределить действия между сотрудниками так, чтобы они не дублировались.

Информация, полученная при решении задач на основном уровне, доводится до управляющего состава, где она утверждается согласно стратегической цели. При такой схеме работы цель формируется и уточняется всем коллективом предприятия, при этом она становится реальной и объединяет людей.

После того, как стратегическая цель выработана, по аналогии разрабатываются и тактические цели на полугодие, год, а также оперативные цели на 1–3 месяца. Целевая система управления наиболее приемлема для предприятий, имеющих в своем составе 20–50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления применяют порядка 20% фирм, к тому же большая часть из них применяет смешанную систему — административную и целевую.

Процессная система управления

Бизнес — это связанный набор однотипных действий (функций), которые преобразуют исходный материал или информацию в конечный продукт или услугу в соответствии с предварительно установленными правилами.

Цели определяют бизнес-процессы, а бизнес-процессы определяют требования к ресурсам, организационной структуре и информации.

Управляющие процессы

  • Стратегическое планирование
  • Управление рисками
  • Разработки новой продукции
  • Распределение ресурсов
  • Определение бизнес-процессов
  • Разработка стратегических целей

Основные процессы

  • Маркетинг
  • Продажа
  • Логистика
  • Планирование
  • Производство

Вспомогательные процессы

  • Подбор персонала
  • Повышение его квалификации
  • АСУ
  • Связь

Эффективное управление бизнес-процессом

Эффективная деятельность — качественная деятельность. Качество — это способность системы к адекватной реакции на внутренние и внешние изменения.

Адекватность реакции предполагает получение осмысленного решения за минимально короткое время. Вот как выглядит цикл эффективного управления:

Степень управления системой зависит от эффективного управления процессами. Эффективность управления зависит от степени понимания сути процессов и их целей.

Этапы освоения управления процессами

  1. Анализ и описание существующей деятельности, ошибок, процессов, структуры и информационного обеспечения.
  2. Создание модели деятельности и подготовка персонала (миссия — цели, процессы — ресурсы и информация).
  3. Создание плана перехода от одного этапа к другому с анализом риска.
  4. Создание и реализация технического проекта для информационной поддержки процесса.

Процессную систему управления необходимо использовать на предприятиях, имеющих в своем составе более 50 человек. Мониторинг рынка Украины показывает, что такую систему управления используют порядка 20% фирм.

Проектная (линейно-целевая) система управления

Такая система управления применяется в случае, если предприятие желает освоить новое направление деятельности либо разработать новый продукт или услугу. В этом случае назначается руководитель проекта, в подчинение которому предоставляются работники из других бизнес-процессов (либо со стороны).

Для эффективной работы этой системы управления необходимо учесть нижеследующие условия:

  • поставленная цель должна быть реальной;
  • руководитель проекта должен быть хорошим менеджером, способным объединить команду для достижения поставленной перед проектом цели;
  • в коллективе должны быть подобраны психологически совместимые люди, которые готовы поступиться своими амбициями во имя достижения цели, стоящей перед проектом.

Самообучающиеся быстроразвивающиеся компании

Быстроразвивающиеся компании (предприятия, фирмы) состоят из нескольких проектных команд, имеющих многолетний опыт работы над различными проектами. Эти команды обучают друг друга, поэтому они быстро развиваются, осваивая новые направления бизнеса, разрабатывая новые продукты, услуги. Основным условием для успеха этой системы управления, является систематическая четко спланированная программа постоянного самообучения.

Административное управление что это

Возникновение административной школы в управлении связано с работами французского горного инженера, выдающегося менеджера-практика Анри Файоля (1841–1925). В отличие от школы научного управления, исследовавшей в основном вопросы рациональной организации труда отдельного рабочего, представители этого направления занимались разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом, исходя из того, что организацией необходимо управлять систематизированно для более эффективного достижения ее целей.

Теория администрирования Файоля состоит из двух частей: первая касается функций управления, т. е. того, что делает руководитель; вторая – принципов, т. е. как руководитель делает это.

Файоль выделил пять общих функций управления:

1) предвидение (планирование) – разработка программы действий предприятия на перспективу и на текущий период. Составление этой программы требует от руководящего персонала:

– искусства управлять людьми;

– известного нравственного мужества;

– известной компетенции в производственной области;

– наличия достаточного опыта в делах;

2) организация – обеспечение предприятия всем необходимым для работы. При этом Файоль выделял материальную организацию (обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием) и социальную организацию (обеспечение предприятия людьми). Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности, не потерявшие актуальности и сегодня:

– установление программы действий, определение задач, целей и потребностей предприятия и установление соответствия между ними и материальным и социальным организмами;

– наблюдение за выполнением программы;

– осуществление руководства; предприятием компетентным и энергичным руководителем;

– правильный подбор административного аппарата;

– точное определение функций;

– согласование усилий для выполнения намеченной работы;

– ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

– поощрение ответственности и инициативы;

– справедливое вознаграждение за труд;

– предупреждение ошибок и недоразумений;

– обязательное соблюдение дисциплины;

– подчинение личных интересов интересам предприятия;

– борьба со злоупотреблениями в регламентации, с бюрократическим формализмом, бумажной волокитой;

3) распорядительство. Его цель – добиться от работников максимальной отдачи в интересах предприятия.

Именно Файоль выделил особую область сферы управления – управление персоналом. Он писал: «Предвидение, организация, координирование и контроль составляют в обычном понимании бесспорную область управления. Так же ли бесспорно относится сюда и распорядительство? Нет, не обязательно: распорядительство можно было бы изучать и отдельно. Но я решил включить его сюда по следующим соображениям: подбор и формирование персонала, и создание социального организма предприятия, входящие в задачи управления, в высокой степени связаны с распорядительством».

Читать еще:  Готовые программы access

Руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен:

– обладать глубоким знанием своего персонала;

– устранять (увольнять) неспособных;

– быть хорошо знакомым с договорами, существующими между предприятием и служащими;

– подавать хороший пример;

– делать периодические осмотры предприятия;

– устраивать совещания со своими ведущими сотрудниками для достижения единства управления и согласования усилий;

– не загружать свое внимание мелочами;

– добиваться, чтобы среди персонала господствовал дух действенности, инициативы и сознание долга;

4) координирование, цель которого – достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Координация используется для того, чтобы облегчить работу организации и сделать ее функционирование более успешным. Файоль предлагал для этого проводить еженедельные совещания руководителей отделов;

5) контроль: проверка исполнения в соответствии с принятой программой. По Файолю, осуществлять контроль должно не только руководство, это должны делать беспристрастные контролеры, не связанные отношениями подчинения с контролируемыми работниками. Контролер должен обладать компетентностью, чувством долга, рассудительностью и тактом. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

Файоль, как и Тейлор, выступал против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего акцента на развитии у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Он полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше – организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Файоль одним из первых классифицировал персонал промышленного предприятия и с помощью разработанных им специальных установок попытался выделить приоритеты тех или иных квалификационных требований для каждой категории персонала (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Относительная важность различных установок, которыми должен обладать персонал промышленных предприятий (крупное предприятие)

При этом по мере повышения иерархии относительная важность административной установки возрастает, а относительная важность технической – убывает.

Файоль дифференцировал персонал, определяя особенности содержания труда для каждой его структурной категории. Найм и обучение персонала предлагалось осуществлять также дифференцированно, исходя из ранга вакансии и профессиональных особенностей занимаемой должности. При этом повышение квалификации управленческого персонала признавалось необходимым условием эффективного руководства организацией.

Файоль сформулировал 14 принципов, которые, по его мнению, применимы к любой административной деятельности (при этом он отмечал, что их применение зависит от обстоятельств, состава работников и т. д.):

1) разделение труда, цель которого – повысить эффективность производства при затрате тех же усилий. Этот принцип применим как для производственного, так и для управленческого труда.

2) власть – право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться. Власть немыслима без ответственности, т. е. без санкций (награды или кары), сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность. При этом следует различать «официальный» (связанный с занимаемой должностью, получаемый по уставу) и «личный» авторитет (обусловленный интеллектом, жизненным опытом, способностью играть роль лидера). Личный авторитет первоклассного управляющего является обязательным дополнением власти официальной;

3) дисциплина, т. е. повиновение, усердие, энергичность, определенное поведение и внешние знаки уважения, соблюдаемые в соответствии с существующим между предприятием и работниками соглашением. Состояние дисциплины в социальном образовании существенно зависит от компетентности его руководителей;

4) единство распорядительства: подчиненный должен получать приказы только от одного начальника, двойные приказы являются источником напряжения и конфликтов;

5) единство руководства: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель;

6) подчинение частных интересов общим: интересы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. Две категории интересов различного порядка одинаково заслуживают признания, необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления: невежество, амбициозность, эгоизм, леность, слабость и разного рода страсти приводят к тому, что общие интересы ослабевают, уступая место личным, и это обстоятельство порождает вечную борьбу;

7) вознаграждение персонала, т. е. оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой, по возможности удовлетворяя и нанимателя, и служащего. Файоль подчеркивает, что вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник – деньги или такие блага как тепло, свет, кров, продукты питания, – смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника;

8) централизация, которая не может быть хороша или плоха сама по себе. Она бывает принята или отвергнута в зависимости от взглядов руководителей и обстоятельств, но в большей или в меньшей степени существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации – вопрос меры. Необходимо определить степень централизации, наиболее благоприятную для предприятия;

9) скалярная цепь – властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения, от высшей инстанции до низших ступеней. Более привычными терминами для определения этого понятия являются «иерархия» и «каналы», или «линии коммуникации».

В определении скалярной цепи Файоль соединяет эти два понятия, постулируя потребность в высшей инстанции. Для того чтобы сохранить возможность контроля и избежать при этом потерь времени, следует делегировать права и ответственность подчиненным при осуществлении необходимых коммуникаций. Коммуникация между индивидами одного ранга позволяет решать проблемы, не выходя за пределы иерархии;

10) порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Следует создавать детальные организационные схемы, которые позволяют дать представление о персонале в целом и обо всех отделах организации и работающих в них людях;

11) справедливость. Для того, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно: справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием;

12) постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Стабильность состава связана с проблемой планирования персонала, методами управления и текучестью. Более того, Файоль подчеркивал, что нестабильность (высокая текучесть) состава особенно характерна для крупных концернов. За короткое время невозможно настолько овладеть делами, чтобы начать самостоятельное планирование и обрести уверенность в себе, которая пробудит подобную же уверенность и в других;

13) инициатива – возможность создания и осуществления плана, что, являясь одним из сильнейших стимулов, определяющих поведение человека, обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой. Менеджер должен предоставить своим подчиненным эту возможность получения удовлетворения от работы. Руководитель, умеющий использовать таким образом инициативу подчиненных, стоит куда выше руководителя, неспособного на это;

14) единение персонала. Файоль резко выступал против принципа «разделяй и властвуй». Разделять враждебные силы для того, чтобы их ослабить, – дело искусное, но разделять свои собственные силы внутри предприятия – тяжелая ошибка. Подлинный талант нуждается в координации усилий и труда каждого человека, за который тот получает вознаграждение, не вызывающее ревности коллег и не нарушающее гармонии производственных отношений.

По мысли Файоля, осуществление управленческой деятельности в соответствии с данными принципами должно обеспечить создание целостного социального организма, способного эффективно решать проблемы и анализировать программы своего развития. Таким образом, идеи Тейлора о необходимости четкого нормирования работ и регламентации взаимоотношений между исполнителями и руководителями в целях противодействия произволу власти, с одной стороны, и сознательного снижения интенсивности труда, с другой, находят у Файоля свое продолжение и развитие.

Однако принципы Файоля ориентированы на условия, более благоприятные для осуществления демократических отношений. Речь уже идет о построении более совершенного социального организма, способного к саморазвитию на основе сочетания власти и ответственности, подчинения частных интересов общему делу, справедливости, развития инициативы, единения персонала, т. е. солидарности в организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector