Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовые ограничения экономической деятельности

Административно-правовое регулирование экономической деятельности

Административное право наряду с гражданским, конституционным и уголовным правом является одной из основополагающих отраслей права. Оно связано с таким социальным явлением, как управление.

Административное право можно определить как совокупность правовых норм, с помощью которых государство, регулирует общественные отношения, в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности (в первую очередь, возникающие в связи и по поводу реализации исполнительной власти).

Административно-правовые отношения, прежде всего, связаны с реализацией задач, функций и полномочий органов исполнительной власти. Эта их особенность накладывает определенный отпечаток на поведение участников такого рода правовых отношений. Их обязанности и права связаны с практической реализацией задач и функций органов исполнительной власти. Поэтому, определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, что они складываются преимущественно в особой сфере государственной и общественной жизни — в сфере государственного управления экономикой, социальными процессами.

Под административно-правовым регулированием экономических отношений принято понимать осуществление при помощи норм административного права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на экономические отношения.

Основными направлениями административно-правового регулирования в сфере экономики является установление:

1) форм и способов поддержки малого и среднего предпринимательства (Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и др.);

2) порядка заключения контрактов на производство и поставку продукции для государственных и муниципальных нужд (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и др.);

3) порядка управления государственным имуществом (Федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»; от 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.);

4) порядка создания особых экономических зон со льготными режимами предпринимательской и инвестиционной деятельности (Федеральные законы от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»; от 3 декабря 2011 г. № 392-ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» и др.);

5) совместно с нормами экологического права — режима охраны природы и природопользования (Федеральные законы от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и др.);

6) порядка функционирования отраслей экономики (топливно-энергетического комплекса, промышленного комплекса, агропромышленного комплекса, транспорта, связи и т.д.) (Федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»; от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»; от 8 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»; ЗК РФ; ЛК РФ; Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др.);

7) порядка осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

8) порядка осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и др.);

9) порядка осуществления лицензирования отдельных видов деятельности (Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.);

10) порядка осуществления государственного надзора и контроля в сфере экономики (Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и др.);

11) порядка осуществления инвестиционной деятельности (Федеральный закон от 25 июля 1999 г. № 117-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др.);

12) функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере экономики, т.е. государственного управления в сфере экономики (постановления Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1038 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», от 30 июля 2004 г. № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации», от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации и др.);

13) административной ответственности за совершение правонарушений в сфере экономики в КоАП РФ и т.д.

Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности;

Классификация административных процедур по различным критериям

Многообразие управленческой регулятивной и контрольной деятельности публичных органов и учреждений требует введения и использования различных процедур. Выделяют прежде всего позитивные и административные процедуры, призванные нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие процедуры являются коллизионными, поскольку они предназначены для рассмотрения споров и разногласий. Это могут быть административные, судебные и смешанные процедуры.

Различение видов административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъектов права.

Таким образом, можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:

1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);

Читать еще:  Как зайти с правами администратора

3) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

4) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);

5) делегирование полномочий;

6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);

7) проведение координации;

8) осуществление контроля;

9) деятельность в рамках целевых программ;

10) рассмотрение обращений граждан;

11) рассмотрение предложений общественных объединений;

12) разрешение разногласий и споров;

13) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

14) порядок реорганизации и упразднения организаций;

15) международные и смешанные процедуры.

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Административно-правовое регулирование в сфере экономической деятельности;

Классификация административных процедур по различным критериям

Многообразие управленческой регулятивной и контрольной деятельности публичных органов и учреждений требует введения и использования различных процедур. Выделяют прежде всего позитивные и административные процедуры, призванные нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие процедуры являются коллизионными, поскольку они предназначены для рассмотрения споров и разногласий. Это могут быть административные, судебные и смешанные процедуры.

Различение видов административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъектов права.

Таким образом, можно выделить следующий примерный перечень административных процедур:

1) организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений);

2) принятие решений (правовых актов, устных решений и др.);

3) использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

4) решение функциональных задач (экономических, финансовых и др.);

5) делегирование полномочий;

6) совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);

7) проведение координации;

8) осуществление контроля;

9) деятельность в рамках целевых программ;

10) рассмотрение обращений граждан;

11) рассмотрение предложений общественных объединений;

12) разрешение разногласий и споров;

13) действия в экстремальных ситуациях (техногенная катастрофа, чрезвычайное положение и т.п.);

14) порядок реорганизации и упразднения организаций;

15) международные и смешанные процедуры.

Государственное регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в широком социально-политическом смысле как любое государственно-властное воздействие, направленное на упорядочение всей системы общественных экономических отношений жизнедеятельности гражданского государственно-организованного общества.

Субъектами государственного регулирования области экономики являются государственные органы всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), действующие в установленном законом порядке и формах присущим им методом регулирующего воздействия.

Государственное правовое регулирование различных секторов рыночной экономики, многочисленных отраслей и сфер экономической деятельности, осуществляемое в федеральных и субъектов Федерации законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ и актах высших органов государственной власти субъектов РФ, нередко бывает комплексным, объединяющим нормы различных отраслей права (гражданского, административного, финансового и других). На основе этой общности конкретного объекта государственного экономико-правового регулирования формируются и выделяются целые отрасли законодательства (не путать с системными отраслями права, имеющими свой собственный предмет и метод правового регулирования!): предпринимательское право, корпоративное право, кооперативное право, таможенное право, банковское право, экологическое право и другие.

Важнейшей по своему объему и значимости составной частью всей системы государственного регулирования является административно-правовое регулирование, предметом которого является организация любых разновидностей экономической предпринимательской деятельности.

Административно-правовое регулирование в области экономики представляет собой государственное управление в более узком, организационно-правовом смысле как деятельность органов управления и их должностных лиц по реализации в области экономики функций и полномочий государственной исполнительной власти, целью и сутью которой является организация исполнения законов и других общих норм и предписаний полномочных государственных органов.

В зависимости от конкретных объектов и используемых экономических инструментов и организационно-правовых средств межотраслевого административно-правового регулирования в области экономики можно выделить несколько сложившихся к настоящему времени основных направлений надотраслевого экономико-правового регулирования.

Лекция 2. Правовое регулирование в сфере экономики

Понятие правового регулирования экономической деятельности и его основные направления и цели

Прежде чем дать определение понятию «правовое регулирование» необходимо рассмотреть термин «право». Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения или деятельности (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного принуждения. Таким образом, право является регулятором общественных отношений. Его регулирующее воздействие направлено на упорядочение, стабилизацию жизни общества, обеспечение его нормального функционирования и развития.

Российская правовая система состоит из определенных отраслей права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования, а также собственные источники и субъекты (участники регулируемых отношений).

В системе права выделяют отрасли материального и процессуального права. Предметом регулирования материального права выступают управленческие, имущественные, трудовые, семейные и иные материальные отношения. Большинство отраслей права относится к категории материального: конституционное, административное, гражданское, финансовое, уголовное, экологическое право и др.

Читать еще:  Административная поддержка офиса это

Процессуальное право регулирует порядок, процедуру реализации прав и обязанностей участников общественных отношений. Оно регулирует отношения, возникающие в уголовном, гражданском, арбитражном, административном процессе (т.е. при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских, арбитражных дел в судах), а также при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях, и дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства.

К процессуальным отраслям права относятся: гражданское процессуальное право; уголовно-процессуальное право; арбитражно-процессуальное право.

Необходимо отметить, что процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль.

Таким образом, процессуальные нормы обслуживают материальные.

В составе наиболее крупных отраслей права есть подотрасли. Например, в составе гражданского права выделяется договорное, авторское, наследственное право.

Пo видам регулируемым отношений (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. К отраслям публичного права относятся: конституционное, административное, муниципальное, уголовное, финансовое, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, арбитражно-процессуальное, международно-публичное право.

Частное право относится к другой подсистеме права, регулирующей отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), правовой статус и свободу экономической деятельности физических и юридических лиц. Состав частного права включает гражданское, семейное, трудовое, торговое, международное частное право.

Под правовым регулированием принято понимать осуществление при помощи права и всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения.

Целью правового регулирования является стимулирование должного поведения участников общественных отношений и блокировка деструктивных форм поведения. Правовое регулирование охватывает нормотворческую деятельность государственных органов по выработке правовых установлений и определению юридических средств обеспечения их действенности, а также деятельность непосредственных участников общественных отношений с целью установления средств юридического воздействия для их правомерного поведения.

Механизм правового регулирования рассматривается как взятая в единстве система юридических средств, при помощи которых осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения, поведение людей.

Из изложенного следует, что правовое регулирование формируется деятельностью государства путем выработки юридических установлений, выбора соответствующих правовых средств, обеспечения их реализации. Юридическую основу правового регулирования образуют правовые нормы, в которых моделируются общественные отношения, устанавливаются правила возможного поведения физических и юридических лиц, юридическая ответственность за их нарушения (невыполнение). Смысл и содержание правовых норм, определяющих поведение субъектов права, зависят от способов правового регулирования. В последних содержится суть юридического воздействия правовой нормы на участников управленческого воздействия.

Среди способов правового регулирования различают:

1) обязывание, т.е. возложение на физических и юридических лиц прямой обязанности совершать определенные действия;

2) запрещение — возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода;

3) дозволение — предоставление лицам права на собственные активные действия.

Таким образом, правовое регулирование экономических отношений — это процесс целенаправленного воздействия государства на экономические отношения при помощи специальных правовых средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочение.

В Российской Федерации уделяется большое внимание правовому регулированию экономических отношений, развитию рыночной экономики, предпринимательской деятельности, поддержке конкуренции.

Несмотря на наличие в рыночной экономике самостоятельности в выборе действий субъектами хозяйственной деятельности, они вступают в отношения с другими участниками экономической деятельности. С целью их упорядочения осуществляется правовое регулирование уполномоченными органами государства. Принимаются законы и подзаконные акты, которые оказывают воздействие на экономические процессы.

Основными направлениями осуществления правового регулирования на современном этапе развития экономики являются следующие:

а) реализация государственной экономической политики (приватизационной, инвестиционной, жилищной, энергетической политики и т.д.);

б) установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ экономической жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции);

в) установление порядка управления государственными предприятиями и учреждениями;

г) регулирование деятельности объектов негосударственного сектора;

д) координация функционирования государственного и негосударственного секторов экономики;

е) обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в экономической сфере и др.

Экономические отношения регулируются многими отраслями права. Основная же роль в регулировании экономической (предпринимательской) деятельности принадлежит нормам гражданского и административного права.

Гражданское право является основой частноправового регулирования экономической (предпринимательской) деятельности, а административное право — публично-правового.

Гражданским правом определяется правовое положение физических и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения.

Предметомрегулирования гражданского права являются отношения в сфере имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Эти отношения складываются между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Гражданское право — наиболее крупная, основополагающая отрасль права, регулирующая отношения экономической деятельности предприятий и учреждений, а также гражданские правовые отношения по вопросам владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения, договорные отношения и т.д.

Особенностью гражданско-правовых отношений является то обстоятельство, что их участники обладают свободой выбора вариантов поведения, т.е. преобладающий метод, используемый в отрасли, — диспозитивный (метод дозволения).

Задачу публичного права составляет предупреждение возможных вредных последствий, которые могут иметь место в условиях абсолютной экономической свободы: злоупотребления на товарном рынке, в сфере предоставления работ и услуг, ограничение свободы конкуренции, периодические экономические кризисы и т.д. Поэтому нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов деятельности, осуществление государственного контроля и надзора в сфере экономики, полномочия органов государственного управления в сфере экономики и т.д. Эти отношения носят вертикальный характер, т.е. здесь часто доминирующий принцип — принцип власти и подчинения.

Более подробно основные направления гражданско-правового и административно-правового регулирования будут рассмотрены в последующих лекциях.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 1328 ;

Публичное право и экономика

Роль административного права в регулировании экономики

Одной из функций публичного права называют обеспечение управления публичным сектором 1 См.: Тихомиров Ю.А. Современное публичное право. С. 112. . При этом среди отраслей публичного права именно административное право играет ведущую роль. В системе публичного права административное право «занимает, пожалуй, место своего рода опорной конструкции, несущей основную нагрузку публично-правового регулирования» 2 Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. Полный курс. М.. 2006. С. 59. .

Читать еще:  Представители административной школы менеджмента

В советском административном праве было сосредоточено практически все управление экономикой. Но и до сих пор в Особенной части административного права остается раздел по экономическому регулированию. О необходимости реформирования структуры административного права в современных условиях, в частности, касательно экономической сферы, не раз говорилось на научных конференциях, но это мало повлияло на содержание традиционных учебников по административному праву. «Управление предпринимательством практически отсутствует в исследованиях по административному праву и в учебных программах» 3 Орлов В.И. Стимулирование как метод повышения эффективности государственного управления в сфере экономики // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития. Материалы научной конференции (Москва, 28 ноября 2001 г.). С. 264. .

Провозглашенная в стране административная реформа возвращает нас к этому же вопросу, поскольку «в условиях административной реформы происходит уточнение пределов регулирования исполнительной властью экономики и социальной сферы». Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» определены следующие приоритетные направления:

  • ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
  • исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
  • развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
  • организационное разделение функций, касающихся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
  • завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Результатом этого этапа стало принятие целого ряда нормативных правовых актов, направленных на ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов 4 См.: Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. №11. .

Ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства остается целью административной реформы согласно Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. (одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р). В числе способов достижения этой цели называются оптимизация функций органов исполнительной власти и формирование эффективных механизмов противодействия коррупции. Именно политика, проводимая в сфере государственного регулирования в экономике, оказывает влияние на качество государственного регулирования.

Представляется, что роль административного права в регулировании экономики на современном этапе охватывает следующие вопросы, мало или вовсе не освещенные в курсе традиционного административного права:

  • регулирование и оптимизация функций органов публичной власти в области экономики;
  • адекватный контроль за экономическими субъектами (в том числе антимонопольный, отраслевой);
  • оказание публичных услуг в экономической сфере;
  • организация управления публичным сектором экономики;
  • совместные механизмы управления — публично-частное партнерство, публичные функции саморегулируемых организаций;
  • административно-правовые методы противодействия коррупции;
  • прогнозирование экономического развития страны.

Соответственно требуют научной разработки концепции публичных услуг, юридического лица публичного права, делегирования осуществления публичных функций, а также применения новых способов разрешения споров и методов противодействия коррупции.

Известно, что, помимо позитивного регулирования административное право устанавливает административную ответственность за экономические нарушения.

Глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» — новелла Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Условно правонарушения в области предпринимательской деятельности можно сгруппировать вокруг нарушений трех видов:

  1. отсутствие специальных разрешений или нарушение содержащихся в них условий (осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации, продажа товаров без сертификата соответствия);
  2. нарушение требований федерального законодательства в определенной сфере деятельности, контролируемой государством (нарушение порядка ценообразования, нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, нарушение антимонопольного законодательства);
  3. недобросовестное или неправильное ведение предпринимательской деятельности (обман потребителей, незаконное использование товарного знака).

Правонарушения в области предпринимательской деятельности отличают некоторые особенности.

Во-первых, в силу понятных причин их субъектами часто становятся юридические лица. Юридическое лицо как субъект административного правонарушения — это, с одной стороны, новшество в КоАП РФ. С другой стороны — давняя история нашего законодательства, которое санкционировало двоякий статус административной ответственности юридических лиц. Имеется в виду довольно долгий период времени, когда административная ответственность юридических лиц существовала в тематических законах (например. Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках») или специальных законах (Федеральный закон от 8 июля 1999 г. «Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»), но при этом не признавалась КоАП РФ.

Во-вторых, и это связано с первой особенностью, дела об этих правонарушениях часто рассматривает арбитражный суд. Участие арбитражного суда в рассмотрении дел об административных правонарушениях в КоАП РФ предусмотрено впервые.

В-третьих, многие составы правонарушений сами по себе новые, они впервые кодифицированы в законодательстве об административной ответственности, что обеспечивает действие норм гражданского законодательства, — так было с составом статьи «Совершение сделок, выходящих за пределы установленных полномочий» (ст. 14.22 КоАП РФ, ныне утратила силу), таков состав ст. 14.36 КоАП РФ «Непредставление или несвоевременное представление документов о споре, связанном с созданием юридического лица, управлением им или участием в нем».

Таким образом, современный этап развития доказывает необходимость переосмысления роли административного права в регулировании экономических отношений, обогащения его новыми инструментами, возможно заимствованными из частного права с их обязательной адаптацией к специфике осуществления власти.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector