Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административно правовое регулирование культуры

О совершенствовании административно-правового регулирования в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Право»

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидорова Светлана Андреевна

Текст научной работы на тему «О совершенствовании административно-правового регулирования в сфере культуры»

В свою очередь в случае несогласия лица, привлеченного к административной ответственности, или жалобы на решение должностного лица материалы должны направляться в суд. Соответственно оспаривание решений, действий (бездействия) органов и их должностных лиц должно осуществляться в порядке административного судопроизводства. В этом направлении административно-процессуальное законодательство развивается в виде Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в силу с 15 сентября 2015 г.

Необходимо также отметить еще одно направление развития административно-процессуального законодательства, которое, правда, формируется пока только в теории административного права. Многие ученые-административисты, поддерживая интегратив-ный подход, относят к административному процессу так называемую управленческую деятельность, т. е. нормативно установленную процедурную административную деятельность. Данный подход в доктрине административного права можно считать общепризнанным. Теоретиками предложен ряд законодательных проектов об административных процедурах. Однако на сегодняшний день процесс формирования этой части административно-процессуального законодательства тормозится, поскольку недостатком таких проектов является отсутствие научно обоснованных и практически осуществимых предложений, что обусловлено недостаточной теоретической и методологической их проработанностью.

Таким образом, представляется закономерным дальнейшее продуманное последовательное развитие нормотворчества в трех его направлениях, что позволит реально обеспечивать защиту прав и свобод человека и должно стать логическим завершением процесса формирования административно-процессуального законодательства.

С.А. Сидорова О совершенствовании административно-правового регулирования в сфере культуры

Современная гуманитарная наука предлагает различные варианты понимания культуры как многомерного, многообразного социального и личностного явления.

Правоотношения в области культуры чрезвычайно разнообразны и относятся как к свободе творчества по созданию и распространению культурных ценностей, так и к сохранению культурного наследия.

Для обеспечения сохранности и поддержания в надлежащем состоянии объектов культурного наследия государство осуществляет ряд функций, особое место среди которых занимают функции охраны и надзора — важнейшие административно-правовые категории.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, осуществляемых компетентными органами, целью которых является выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Раскрывая понятие «государственный надзор за объектами культурного наследия»3, законодатель одновременно определяет уровни надзорной деятельности (федеральный, региональный), основные направления ее осуществления (предупреждение, выявление и пресечение нарушений), форму реагирования (выдача предписаний), а также субъектов ответственности. Вместе с тем, данная конструкция не вполне соответствует требованиям юридической техники, явно перегружена перечислениями различных инстанций и не вносит полной ясности в вопрос о том, что следует понимать под пресечением и (или) устранением последствий выявленных нарушений. Это тем более необходимо прояснить еще и потому, что речь идет не о правонарушениях, а о нарушениях, и возникает вопрос: что считать таковыми?

Подобная ситуация находится исключительно в плоскости полномочий, реализуемых на основе личного усмотрения должностных лиц, осуществляющих надзорные функции за объектами культурного наследия, а это почти всегда питательная среда для различного рода злоупотреблений служебным положением. В связи с этим представляется целесообразным

3 Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации» // СПС «КонсультантП-люс».

Административно-правовое регулирование управления культурой.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества — состояние в нем науки, искусства, образования, просветительской работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.

Государственная культурная политика (политика в области культурного развития) представляет собой совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также собственно деятельность государства в области культуры.

Управление культурой — это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.

Его содержание охватывает: организацию создания и популяризации высокохудожественных произведений искусства, подготовку и обеспече-ние распространения информации и пропаганды, организацию охраны произведений искусства, памятников истории и культуры, а также иную деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распростра-няются и осваиваются культурные ценности.

Минкультуры РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федерального архивного агентства, Федерального агентства по культуре и кинематографии, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия.

Минкультуры РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минкультуры РФ самостоятельно разрабатывает и вносит в Прави-тельство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации (СМИ) и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.

77. Административно-правовое регулирование управления образованием и наукой.

Образование и наука являются двумя взаимосвязанными сферами общественной деятельности и взаимосвязанные области государственного управления.

Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающейся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ.

Правовой основой управления в области образования является Конституция, Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ в области образования.

Читать еще:  Основатель административной школы управления

Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение предусмотренных на образование ассигнований, утверждает Федеральную программу развития образования в стране, контролирует основные этапы ее реализации, осуществляет международные связи. Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают разработку и реализацию стратегии государственной политики в образовательной области, ее законодательного закрепления и иного организационного и правового оформления. Например, постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751 одобрена Национальная доктрина образования в Российской Федерации (СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4089.) — основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития. Президент РФ и Правительство РФ создают и устанавливают их организационно-правовой статус или определяют учредителей некоторых особо важных и значимых образовательных учреждений.

К компетенции Правительства РФ отнесено установление порядка лицензирования образовательной деятельности, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений; определение порядка разработки, утверждение и введение государственных образовательных стандартов и ряд других функций и полномочий, вытекающих из норм и требований Конституции РФ, федеральных законов и соглашений высших органов управления России и субъектов Федерации по вопросам государственной организации системы, структуры и содержания образования в Российской Федерации.

Отраслевыми органами в системе государственного управления образованием в Российской Федерации являются: Министерство образования и науки РФ и все иные федеральные министерства и ведомства, имеющие в своей системе образовательные учреждения отраслевого профиля; государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и местные (муниципальные) органы управления образованием, которые создаются по решению органов местного самоуправления.

Министерство образования и науки РФ (Положение о нем см.: СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2562) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в установленном порядке деятельность других федеральных органов исполнительной власти в области образования, молодежной политики, научной и научно-технической деятельно деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций системы образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

В ведении Министерства образования и науки РФ состоят действующие на основе специальных Положений, утвержденных постановлениями Правительства РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по науке и инновациям; Федеральное агентство по образованию.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Административно-правовая организация управления в области культуры;

В государственном управлении и административном праве понятием «культура» принято обозначать одну из отраслей социально-культурной ориентации, сферы услуг. В материальном смысле отрасль культуры составляют входящие в нее организации, именуемые учреждениями культуры. Охват этой отраслью различных учреждений и иных объектов культуры в разное время был неодинаковым. В настоящее время нормативными правовыми актами к объектам управления отрасли отнесены:

театры, цирки, клубы, мастерские живописи, графики, скульптуры;

концертные организации и самостоятельные творческие коллективы (оркестры, хоры, ансамбли и т.д.);

литература, кинематография, искусство;

архитектура и дизайн;

художественные народные промыслы и ремесла;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

памятники истории и культуры;

библиотечное дело; архивное дело;

образовательные учреждения культуры и искусства;

международные культурные обмены.

Отрасль, таким образом, собирательная, т.е. объединяющая разнообразные учреждения и иные объекты культуры с единой целью – обеспечить населению участие в культурной жизни. В ст. 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Данная отрасль претерпела наибольшее по количеству, в сравнении с другими отраслями, преобразований. В качестве максимума можно привести пример начала 50-х годов XX века, когда в эту отрасль были включены, помимо обозначенных объектов, еще и учреждения образования, науки, здравоохранения, книжное дело, средства массовой информации. В минимальном варианте отрасль объединяла учреждения культуры без кинематографии, международного культурного обмена.

Положение о Министерство культуры Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 (в ред. от 15 июня 2010 г.) «О Министерстве культуры Российской Федерации». В соответствии с ним, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

В субъекте Российской Федерации, например, в Омской области, соответствующие задачи и функции выполняет Министерство культуры региона, Департамент культуры администрации г. Омска, управления культуры (комитеты по культуре) муниципальных районов.

Основными задачами департамента культуры администрации г. Омска являются:

— формирование и определение основных направлений муниципальной политики в сфере культуры, искусства и дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению, ее реализация через федеральные, областные, общегородские целевые программы и проекты, направленные на формирование и развитие духовных, творческих интересов горожан;

— создание условий для дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению;

— создание условий для организации досуга жителей Омска и обеспечения их услугами муниципальных учреждений культуры, муниципальных предприятий, подведомственных департаменту;

— организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города.

Органы исполнительной власти не вправе утверждать репертуары театров, киностудий и других объектов культуры, а также утверждать сценарии кинофильмов и постановочные планы театров, хотя подобные административно-командные методы были свойственны централизованному управлению культурой в СССР. В настоящее время государство оказывает опосредованное влияние на творческую деятельность в различных сферах культуры и искусства. Действенной формой такого воздействия является бюджетное финансирование, перераспределение денежных средств на основе программно-целевых методов.

Читать еще:  Источники административного правонарушения

Глава 30. Административно-правовое регулирование управления в административно-политической сфере

Основы административно-правового регулирования в сфере культуры, физической культуры, спорта и туризма

Административно-правовое регулирование в сфере культуры и туризма. В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и в то же время обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Культура охватывает многие стороны духовной, интеллектуальной сферы жизни населения.

Правовые основы осуществления культурной деятельности и административно-правового регулирования в сфере культуры определены Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1.

Данный Закон под культурной деятельностью понимает деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей, к числу которых относит: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Кроме того, административно-правовое регулирование в области культуры основывается на положениях других законодательных актов, в частности: Законов РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»; от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»; Федеральных законов от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»; от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»; от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»; от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»; от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Продолжает действовать и Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Основы правового регулирования в сфере туризма регламентированы Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в России, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов России.

Административно-правовое регулирование в области культуры и туризма осуществляют следующие федеральные органы исполнительной власти:

  • 1) Правительство РФ – обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации, утверждает федеральные программы развития культуры и обеспечивает их исполнение, разрабатывает и осуществляет меры по развитию туризма;
  • 2) Минкультуры России – является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия, кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности (см. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 № 590).

Минкультуры России издает нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области культурной деятельности, в частности утверждает порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи, перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из России, а также правила обеспечения режима их хранения, положение о национальном фильме, единые правила и условия учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ; порядок формирования, учета, сохранения и использования данного фонда, а также деятельности музеев в Российской Федерации, порядок государственного учета и использования архивных документов государственных и муниципальных архивов, реставрационные нормы и правила и другие нормы и правила.

Минкультуры России осуществляет координацию и контроль деятельности следующих подведомственных ему органов:

  • а) Росархив – осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению федеральным имуществом в сфере архивного дела (см. Положение о Федеральном архивном агентстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 290). Росархив также:
    • – организует информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, в том числе путем создания и ведения информационных поисковых систем по архивным документам; исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; экспертизу архивных документов при их вывозе и ввозе в Российскую Федерацию; централизованное хранение страхового фонда уникальных и особо ценных документов Архивного фонда РФ;
    • – ведет государственный учет документов Архивного фонда РФ, Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда РФ;
    • – осуществляет иные функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности;
  • б) Ростуризм – осуществляет функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма и реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания, осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынка (см. Положение о Федеральном агентстве по туризму, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901).

За нарушение законодательства в сфере культуры, в частности правил охраны объектов культурного наследия, предусмотрена административная ответственность (гл. 7 КоАП).

Административно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Читать еще:  Сколько проверяется имя в вк администратором

Административно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта осуществляется на основе Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.

В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, входят следующие органы:

  • 1) Правительство РФ – разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, утверждает соответствующие федеральные программы и обеспечивает их исполнение;
  • 2) Минспорт России – осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в указанной сфере (см. Положение о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 607) и выполняет следующие функции: разрабатывает и утверждает перечень видов спорта, для развития которых создаются и действуют общероссийские спортивные федерации с возможным членством спортивных клубов и их объединений; порядок разработки и представления программ развития соответствующих видов спорта; общие требования к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях; Единую всероссийскую спортивную классификацию и положение о ней; положение о спортивных судьях; положение о присвоении почетных спортивных званий; порядок проведения обязательного допингового контроля; перечни допинговых средств и (или) методов, запрещенных к использованию в спорте; типовые учебно-тренировочные программы подготовки спортсменов по различным видам спорта; общие принципы, критерии формирования и порядок утверждения списков кандидатов в спортивные сборные команды России и другие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности, положение о спортивных судьях, правила видов спорта и другие нормативные правовые акты.

Министерство координирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере молодежной политики, согласовывает решения о проведении на территории РФ международных спортивных соревнований; определяет основные направления пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни и выполняет иные функции.

Административно-правовая организация управления в области культуры;

В государственном управлении и административном праве понятием «культура» принято обозначать одну из отраслей социально-культурной ориентации, сферы услуг. В материальном смысле отрасль культуры составляют входящие в нее организации, именуемые учреждениями культуры. Охват этой отраслью различных учреждений и иных объектов культуры в разное время был неодинаковым. В настоящее время нормативными правовыми актами к объектам управления отрасли отнесены:

театры, цирки, клубы, мастерские живописи, графики, скульптуры;

концертные организации и самостоятельные творческие коллективы (оркестры, хоры, ансамбли и т.д.);

литература, кинематография, искусство;

архитектура и дизайн;

художественные народные промыслы и ремесла;

самодеятельное (любительское) художественное творчество;

музейное дело и коллекционирование;

памятники истории и культуры;

библиотечное дело; архивное дело;

образовательные учреждения культуры и искусства;

международные культурные обмены.

Отрасль, таким образом, собирательная, т.е. объединяющая разнообразные учреждения и иные объекты культуры с единой целью – обеспечить населению участие в культурной жизни. В ст. 44 Конституции Российской Федерации сказано, что каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Он имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Данная отрасль претерпела наибольшее по количеству, в сравнении с другими отраслями, преобразований. В качестве максимума можно привести пример начала 50-х годов XX века, когда в эту отрасль были включены, помимо обозначенных объектов, еще и учреждения образования, науки, здравоохранения, книжное дело, средства массовой информации. В минимальном варианте отрасль объединяла учреждения культуры без кинематографии, международного культурного обмена.

Положение о Министерство культуры Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 (в ред. от 15 июня 2010 г.) «О Министерстве культуры Российской Федерации». В соответствии с ним, Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав) и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства.

В субъекте Российской Федерации, например, в Омской области, соответствующие задачи и функции выполняет Министерство культуры региона, Департамент культуры администрации г. Омска, управления культуры (комитеты по культуре) муниципальных районов.

Основными задачами департамента культуры администрации г. Омска являются:

— формирование и определение основных направлений муниципальной политики в сфере культуры, искусства и дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению, ее реализация через федеральные, областные, общегородские целевые программы и проекты, направленные на формирование и развитие духовных, творческих интересов горожан;

— создание условий для дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению;

— создание условий для организации досуга жителей Омска и обеспечения их услугами муниципальных учреждений культуры, муниципальных предприятий, подведомственных департаменту;

— организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек города.

Органы исполнительной власти не вправе утверждать репертуары театров, киностудий и других объектов культуры, а также утверждать сценарии кинофильмов и постановочные планы театров, хотя подобные административно-командные методы были свойственны централизованному управлению культурой в СССР. В настоящее время государство оказывает опосредованное влияние на творческую деятельность в различных сферах культуры и искусства. Действенной формой такого воздействия является бюджетное финансирование, перераспределение денежных средств на основе программно-целевых методов.

Глава 30. Административно-правовое регулирование управления в административно-политической сфере

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector