Newcomposers.ru

IT Мир
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

3 административная правоспособность и дееспособность организации

Вопрос 8. Административная правоспособность и дееспособность граждан;

Индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права)1.

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

Административно-правовой статус человека и гражданина — это комплекс прав и обязанностей личности в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех этих органов и организаций, судами.

Административно-правовой статус личности определяется прежде всего объемом и характером ее административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признаваемая за личностью возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения, но ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже. В то же время некоторые права прекращаются еще до его смерти.

Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста.

Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55).

Существует еще немало людей, административная правоспособность которых отличается от основной массы граждан РФ, например субъекты административной опеки или лица, Субъекты административной опеки нуждаются в силу своей слабой социальной защищенности в специальной помощи государства, содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении им определенных льгот и привилегий. Эти граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина РФ, но и нормами, содержащимися в ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления.

Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание определяется и изменяется с помощью норм административного права.

Административная дееспособность — это способность лица своими личными действиями осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность в соответствии с этими нормами.

В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно реализовывать в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60), а отдельные права в административно-правовой сфере — и в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Основаниями ограничения административной дееспособности личности служат критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами,регулирующими конкретные административно-правовые отношения.

Субъекты административного права, их классификации. Административная правоспособность, дееспособность и правосубъектность.

Субъект административного права – это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него административным правом.

Субъекты административного права могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

• административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

• административная правоспособность и дееспособность субъекта;

• основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Круг субъектов административного права многообразен. В административные отношения вправе вступать любые лица, наделенные административной правосубъектностью.

Административная правосубъектность граждан способность гражданина (физического лица) быть субъектом административного права.

Ее элементами выступают административная правоспособность граждан и административная дееспособность граждан.

Административная правоспособность граждан способность гражданина иметь в силу норм административного права субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан способность гражданина в силу норм административного права своими действиями приобретать права и создавать (реагировать) для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан способность гражданина в силу норм права нести ответственность за совершение административных правонарушений.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российскую Федерацию, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В этой роли они обладают административной правоспособностью. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъект административно-правовых отношений — лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны их осуществлять.

Субъекты административного права (административно-правовых отношений) могут быть индивидуальными и коллективными.

· граждане Российской Федерации;

• лица без гражданства.

а) государственные организации:

• органы исполнительной власти (государственного управления);

• государственные предприятия, учреждения и их объединения;

• структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации:

• общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);

Административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан

Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан? В чем заключается ее особенности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй “запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.” Однако, равенство административной правоспособности граждан России, как общей способности иметь права нести обязанности, не означает, что реально все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема и передаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другие правоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлять транспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов срока их действия.

Читать еще:  Виды и формы источников административного права

Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.)

Итак, дадим определение административной правоспособности — это способность гражданина иметь права и обязанности, предусмотренные нормами административного права.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами административного права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения, её отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений.

Административная правоспособность возникает с момента рождения человека и до его смерти.

Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления, она характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личности и государства в системе управления. Административная правоспособность является основой административной дееспособности.

На ряду с правоспособностью необходимо выделить и дееспособность.

Административная дееспособность — это фактическая возможность практической реализации предоставленных гражданину прав и выполнения возложенных на него обязанностей в сфере государственного управления. Административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста (ст.13 КоАП). В зависимости от возраста, образования, состояние здоровья и т.д. изменяется конкретный состав прав и обязанностей.

Таким образом, правило о том, что дееспособность возникает с 16-летнего возраста, является еще одной особенностью административной правосубъектности т. к. в гражданской правосубъектности полная дееспособность по общему правилу наступает с 18 лет.

Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в ст.62 Конституции РФ. Российское государство, исходя из общих принципов права, наделяет иностранцев и лиц без гражданства широкой правоспособностью (почти все права и обязанности граждан РФ, за некоторым исключением).

Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Определение иностранных граждан как лиц, не являющихся российскими гражданами и имеющих доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства, которое дано в ст. 1 действующего в России Закона СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР от 24 июня 1981 г., не может действовать в полной мере в связи с допущением Конституцией двойного гражданства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства (понятие «подданство» сохранилось в некоторых странах с монархической формой правления, хотя по содержанию оно фактически равнозначно понятию «гражданство»).

Лица без гражданства — это лица, которые, не являясь российскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлежности и к гражданству иностранного государства. Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей право каждого на гражданство, Российское государство стремится к устранению и предотвращению безгражданства проживающих на ее территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше государство поощряет приобретение гражданства России лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция РФ закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т. е. устанавливает для этих лиц национальный режим. Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Существенно, что в ч. 3 ст. 62 Конституции национальный режим установлен в качестве общего принципа российского законодательства.

Такой принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не установлено иное. Отклонения от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.

Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности — судьи, прокурора, нотариуса и т. д., право участвовать в референдуме и т. п.). Ряд специальных правил для иностранных граждан установлен в Законе о правовом положении иностранных граждан в СССР, в частности в отношении их трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания на территории нашей страны, административной, уголовной ответственности.

Специальные правила российского законодательства установлены для отдельных групп находящихся в России иностранных граждан: дипломатов, пользующихся дипломатическим иммунитетом, консулов, членов экипажей иностранных военных кораблей и самолетов и т. п.

Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничения прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных граждан в СССР ответные ограничения (реторсии).

Таким образом, особенности правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства сводятся к тому, что на них не распространяется ряд прав и они не несут ряд обязанностей. Они не пользуются избирательным правом (пассивным и активным). Не могут состоять в экипаже судов, не могут нести воинской обязанности. Для этой категории лиц ограничено передвижение по территории РФ.

Ученик 3-го класса Груздев Миша, успешно овладевающий программой начального образования, написал директору школы заявление, в котором просил перевести его в 4 класс или разрешить учебу в форме семейного образования. Директор ответил, что хотя Груздев и заслуживает того, чтобы удовлетворить его просьбу, заявление его он рассматривать не будет, так как Миша еще не дееспособен. Его недееспособность может быть восполнена дееспособностью родителей, которые и должны написать заявление для решения вопроса. Ученик в ответ на это заявил, что Закон об образовании предоставляет не родителям, а ему право освоить программу в форме семейного образования, и попросил ускорить решение вопроса, поскольку он не нуждается в представительстве своих интересов родителями, иначе он будет жаловаться.

Кто прав в данном споре?

Ответ на этот вопрос можно найти в Законе РФ «Об образовании». В соответствии со статья 52, которая определяет права и обязанности родителей (законных представителей), родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать Формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Таким образом, для перевода Груздева М., на другую Форму обучения необходимо решение родителей, то есть законных представителей.

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.);

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г.);

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР) от 20 июня 1984 г. (действующая редакция);

Закон СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР»;

Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа 2000 г.).

Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. — М.: Зерцало, Теис, 1996;

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.);

Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.).

Российское административное право

Правоспособность и дееспособность субъектов административного права

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Читать еще:  Ie некоторыми параметрами управляет системный администратор

Административная правоспособность и административная дееспособность — главные составляющие административно- правового статуса субъектов административного права. В отличие от частного права (гражданского законодательства), нормативно устанавливающего понятия гражданской право- и дееспособности, в административном праве термин «административная правосубъектность» лишен правового регулирования и анализируется учеными в целях выяснения правовой природы и общих вопросов административно-правового статуса участников административно-правовых отношений.

Правоспособность субъекта сочетает в себе его юридические права и обязанности; она традиционно представляет собой способность конкретного лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Административная правоспособность — вид общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т.д.) вступать в различные правоотношения.

Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований.

Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.

Административно-правовые отношения возникают тогда, когда субъекты (участники) этих отношений имеют административную правоспособность, т.е. обладают необходимым объемом прав и обязанностей, создающих основу для их вступления в правоотношения. Каждый участник административно-правовых отношений, наделенный законодательством конкретными правами и обязанностями, может рассматриваться в качестве субъекта административного права.

Специфика любой отрасли права накладывает свой отпечаток на содержание административной правоспособности. Изменение административного законодательства также вносит коррективы в сущность административной правоспособности. Каждый субъект административного права имеет особую административную правоспособность. Например, административная правоспособность гражданина отличается от административной правоспособности организаций, органов исполнительной власти, общественных объединений и иных организаций.

Вместе с тем реализацию правоспособности как физических, так и юридических лиц (например, органов исполнительной власти) невозможно представить без волеизъявления самого физического лица либо представляющего орган публичного управления должностного лица. Проявленная воля субъекта по использованию прав и исполнению обязанностей способствует наполнению правосубъектности юридическим содержанием.

Таким образом, административная правоспособность — это потенциальная возможность субъекта воспользоваться установленными для него правами, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. С практической точки зрения правоспособность субъекта административного права создает лишь предпосылки для реализации его правового статуса. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. Поэтому, как и ранее, современные учебники административного права в разделе «Субъекты административного права» содержат материал об административно-правовом статусе граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций (государственные и негосударственные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные объединения, религиозные объединения).

С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования.

Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  1. управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);
  2. наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);
  3. юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);
  4. реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);
  5. обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);
  6. юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т.е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления.

Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

Административная дееспособность имеет «активное» и «творческое» начало, позволяющее осуществить нормативно установленную за субъектом административного права правосубъектность, т.е. использовать принадлежащие субъекту права и свободы, полномочия и компетенцию, обеспечивать законность в сфере публичного управления, исполнять управленческие функции, применять административно-правовые формы и методы управления, меры административного принуждения. Дееспособность — это важнейшее условие реализации субъектами принадлежащих им прав и свобод, а также исполнения установленных обязанностей.

Административная дееспособность предполагает способность физического лица или представителя государственной администрации осознавать и правильно оценивать свои действия, имеющие правовое значение, руководить ими и гарантировать законность их применения. Дееспособность состоит из таких элементов, как способность лица: самостоятельно реализовывать принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права; осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления; применять меры административного принуждения; признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан; нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу; нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность).

В последнем случае деликтоспособность — часть дееспособности. Субъект административного права имеет возможность (способен) принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т.е. терпеть отрицательные последствия совершенного правонарушения (личного, имущественного или иного характера).

У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов.

Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  1. возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);
  2. должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);
  3. правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);
  4. результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации — субъекты административного права — приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью). Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

Понятие административной правоспособности и дееспособности граждан РФ

Согласно Конституции РФ каждый гражданин страны имеет право быть полноценным субъектом, пользоваться социальными благами и исполнять обязанности вне зависимости от пола, нации и прочих факторов. Подобное равноправие определяется понятием «административная дееспособность».

Понятие административной правоспособности

Административная дееспособность — это термин из правовой базы, который задействуется в разрешении вопросов юридического характера. Под административной дееспособностью гражданина России понимается правовая способность пользоваться самостоятельно правами, приобретать их при необходимости, а также нести обязанность административно-правовых актов. Права и обязанности представлены в законодательных нормативах. В соответствии с Конституцией РФ гражданин начинает пользоваться своими правами и соблюдать обязанности только по достижению 18-летнего возраста — полного совершеннолетия.

Читать еще:  Администрирование операционных систем

Но не все так категорично в законодательстве России. Так, лица, достигшие 16-летнего возраста, несут административную ответственность в случае возникновения аналогичного нарушения. Получается, что административная правоспособность и дееспособность в России не имеет четких границ возникновения.

Административная правоспособность. Дееспособность субъектов административного права

Под административной правоспособностью должна пониматься способность гражданина выступать субъектом административных отношений. Иными словами, это факт приобретения человеком возможности считаться личностью и полноценным гражданином в России, согласно чему можно пользоваться всеми социальными благами. Но в то же время, правоспособность может быть ограничена, если человек совершил уголовное или административное правонарушение. Согласно УК или ГК РФ в этом случае гражданин может быть временно ограничен в свободе передвижения, помещен в следственный изолятор.

Важно! Важно отличать понятия административной правоспособности и дееспособности граждан, поскольку это далеко не одно и то же. Так, правоспособность возникает у человека сразу по факту его рождения, а заканчивается с его смертью. А дееспособность — в 18 лет (или в 16 лет) в соответствии с законодательными актами. При этом дееспособность может быть прекращена, если комиссия органов опеки приняла решение о нарушении психического состояния человека. Важно также помнить, что дееспособность отно

сится к гражданским делам, в то время, как его синоним «вменяемость» определяется для уголовных разбирательств.

В отношении правовых статусов субъектов выделяют три понятия в области правоотношений:

  • Правоспособность — это возможность иметь права и выполнять обязанности, которые не выходят за рамки нормативно-правовых актов. К примеру, каждый субъект России имеет право на получение образования. Также обязан отдать долг Родине — отслужить срочную службу в армии, что распространяется на мужчин.
  • Дееспособность — это возможность реализовывать свои гражданские права. Это та ситуация, когда гражданин, к примеру, обращается в образовательное учреждение для получения базового объема знаний на бесплатной основе или служит в армии. Его действия и просьбы принимаются во внимание.
  • Деликтоспособность — это способность нести ответственность за совершенные действия, в данном случае речь идет об административной ответственности.

Административная дееспособность наступает каждый раз частично — в определенном направлении и с наступлением возраста. Например, право гражданина на образование наступает с достижением узаконенного возраста, а наступление прав полицейского по факту поступления гражданина на службу.

Ограничение административной правоспособности и дееспособности граждан

В соответствии с законодательством граждане в определенных ситуациях лишаются частичной или полной АД. В представленных вопросах можно выделить следующие уровни:

  • Общефедеральный. Здесь выделяют две ситуации. Первая — ограничение исполнительных органов в полномочиях в соответствии с ФЗ-№3 от мая 2001 года. Согласно представленному законодательному акту вводятся ограничения на свободное передвижение товаров. Представленные ограничения наступают только при введении чрезвычайного положения. Вторая ситуация — возможна эвакуация граждан, отселение или изъятие имущества в соответствии с изданным приказом в индивидуальном порядке. Подобное определяется ФЗ-№1 от января 2002 года и только при военном положении.
  • Территориальный. В данном случает также выделяют две ситуации. Первая, когда на основании закона №3297 от июля 1992 года граждан ограничивают во въезде или проживании, а предпринимателей в ведении их коммерческой деятельности. Вторая ситуация говорит об ограничении пропуска людей и транспорта в соответствии с законом №4730-1 от апреля 1993 года.
  • Индивидуальный. Этот вид указывает на возможное ограничение дееспособным лицом другого человека в правах — признает его недееспособным или частично дееспособным. В данном случае руководствуются статьями 29 и 30 ГК РФ. В соответствии с КоАП РФ могут применяться ограничения в отношении человека по факту совершенных административных правонарушений.
  • Специальный. В России действует закон ФЗ-№79 от июля 2004 года, согласно которому человек не может занимать должность, которая требует подчинение близкому родственнику. Аналогичным образом действует ФЗ-№3 от мая 1994 года, в котором прописана особенность — депутаты не могут заниматься коммерческой деятельности.

Ограничение АД определяется в индивидуальном порядке. Факт наступления начинается только после принятия приказа или судебного решения соответствующими уполномоченными органами.

Административная правоспособность гражданина РФ наступает с рождения. А с какого возраста наступает административная дееспособность?

В каждом индивидуальном случае руководствуются действующим законодательством, в котором имеются ограничения в наступлении административной дееспособности. АД может возникать в следующих ситуациях:

  • Правоспособность в отношении права на получение медицинской помощи или жилья наступает сразу с рождения. Наступление административной дееспособности в представленных сферах законодательно не определено. Так, дети могут стать собственниками жилья, если процесс начнут родители несовершеннолетнего. Но сам несовершеннолетний не может распоряжаться имуществом. Его интересы могут представлять должностные лица — в данном случае органы опеки. По достижению 18-лет наступает полная АД в плане распоряжения собственным имуществом.
  • Правоспособность в спортивной сфере наступает с рождения. Но дееспособность регулируется правилами физкультурно-спортивной организации, согласно которым реализация прав начинается с определенным возрастом.
  • Если рассматривать права на получение бесплатного образования, заключающееся в базе знаний, дееспособность наступает в 2 месяца и в 6,5 лет. В 2 месяца гражданин России может посещать детский сад государственного назначения, а в 6,5 лет посещать общеобразовательную школу. Возраст наступления АД в области получения образования прописывается в ФЗ-№273 от декабря 2012 года.

Важно! Право- и дееспособность юридического лица наступает только с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Заканчиваются права после отметки о прекращении деятельности.

Административная процессуальная дееспособность

Административная процессуальная дееспособность — это право граждан представлять свои права в судебном разбирательстве. В данном случае не забывают и об обязанностях, которые несет гражданин, участвующий в судебном заседании. Рассматриваются особенности в статье 5 КАС РФ, само понятие более узкое. В данном случае право на административную процессуальную дееспособность по общему правилу будет наступать только по факту регистрации лица для участия в судебном процессе. Понятие дает право представлять свои интересы или передавать ведение дела представителю, если в отстаивании своих требований человек не может полноценным образом и юридически грамотно высказать свою позицию.

В отношении процессуальной АД выделяют следующие правила и особенности:

  • Если лицо не признано недееспособным, он может отстаивать свои интересы по достижению 18 лет. С наступлением совершеннолетия человек может подавать в суд самостоятельно, выступать в качестве истца и ответчика без законных представителей. Если в этом нет возможности, человек самостоятельно выбирает уполномоченное доверительное лицо, который будет представителем в отстаивании прав в зале судебного заседания.
  • С 16 лет граждане могут защищать свои интересы в тех делах, в которых это возможно в соответствии с законодательством.
  • Если лицо не имеет право на процессуальную дееспособность или имеет, но не в полном объеме, его интересы представляет законный представитель.

В статье 5 КАС РФ представлен список организаций и уполномоченных отделений, которые обладают процессуальной дееспособностью.

Корреляция административной и гражданской дееспособности

Важно отличать АД от гражданской, которая определяется возможностями и действиями, распространенными на физические и юридические лица. Гражданская дееспособность регулируется Гражданским Кодексом РФ. Возникновение и прекращение обоих видов дееспособностей наступает в соответствии с юридическими фактами.

Отмечается, что административная дееспособность наступает всегда после определения гражданской. По факту начала проведения сделки гражданин становится административно-гражданским дееспособным лицом. Как только сделка завершена, человек получает гражданскую дееспособность, а административная прекращается.

Но если речь идет о юридических лицах, их АД сохраняется даже после прекращения гражданской дееспособности. К примеру, если учредители компании запустили процедуру ликвидации, они сохраняют обязанности перед органами государственной власти. Если во время процесса допущена ошибка или иной вид нарушения правил, наступает административная дееспособность перед правоохранительными органами.

Выводы

Административная дееспособность — это права и обязанности гражданина административного характера. Из вышесказанного следует, что каждый человек может пользоваться социальными благами в полной мере, если это предусматривает Российское законодательство. Но также важно соблюдать административные обязанности, установленные законом.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector